Boom metrics
Общество5 декабря 2021 5:13

ТОП-7 мошенничеств в Челябинской области в 2021 году

Рассказываем, как чаще всего разводят южноуральцев на деньги
Мошенники придумывают новые схемы.

Мошенники придумывают новые схемы.

Фото: Евгения ГУСЕВА

В отделы полиции Челябинской области постоянно обращаются южноуральцы, которые стали жертвами мошенников. Одни купились на обещания дополнительного заработка, другие — пытались продать или купить товар через популярный интернет-сервис для размещения объявлений о товарах и услугах, третьи остались без денег на карточке, когда потеряли ее или телефон. В ГУ МВД по Челябинской области рассказали, какие способы чаще всего используют мошенники и кто в основном попадается в их сети.

Как рассказали в областном главке, использовать интернет и телефон мошенники стали сравнительно недавно. И способы и методы, которые они используют, сильно отличаются от традиционных. Все это требует от полицейских новых подходов и совершенствование практики доказывания преступлений.

Кто же чаще всего становится жертвой интернет- и телефонных мошенников? В основном это южноуральцы старше 50 лет, у которых есть счет или банковская карта. Таких людей проще запутать, обмануть — они сами передают злоумышленникам персональные данные, реквизиты карт и счетов.

Чаще всего, по подсчетам полицейских, чтобы украсть деньги со счетов мошенники, используют несколько способов. Про некоторые из них «Комсомолка» уже писала. Это «звонок от сотрудника банка», предложение дополнительного заработка в интернете, игра на бирже, выдача кредита, потеря сим-карты или банковской карты, получение компенсации за ранее купленные товары или полученные услуги.

МОШЕННИЧЕСТВО В СЕТИ

Еще один популярный способ украсть деньги — во время покупки или продаже товаров на популярных площадках для размещения объявлений. Схем «развода» множество, и используются они на разных сайтах с объявлениями о продаже: это и требование предоплаты или задатка, и вредоносные ссылки. В последнее все чаще мошенники крадут деньги через якобы «доставку». На самом деле это полезный сервис: покупатель платит деньги, они замораживаются в платежной системе сервиса, продавец отправляет товар в течение пяти дней и получает деньги, когда посылка дошла до получателя. Но и тут злоумышленники придумали, как обмануть.

Приведем пример. Челябинка Марина выставила на продажу детский стул для кормления за 4 тысячи рублей. Буквально через 15 минут после публикации в личку приходит сообщение от потенциального покупателя. Некая Анна, не торгуясь и задав всего один вопрос — «Состояние нормальное?» — говорит, что готова купить стул. Но проблема в том, что она живет в Самарской области. Девушка предлагает оформить все «доставкой», якобы придет курьер, заберет товар. На предложение внести предоплату или оплатить полностью стульчик сразу отказывается, начинает рассказывать, как удобно с доставкой — даже идти никуда не надо, предлагает перейти в вайбер, чтобы быстрее все решить. Анна не поддалась на уловку и от продажи отказалась. Но, допустим, она согласилась — рассказываем, как дальше могли развиваться события.

В любом другом мессенджере ей бы скинули ссылку с данными о том, что ее товар куплен. Нужно по ней пройти и заполнить данные своей банковской карты, чтобы на нее пришли деньги. Ссылка, как правило, очень похожа на настоящую, отличается лишь буквой или двумя. Итак, девушка вводит данные карты, включая CVV-код на оборотной стороне карты. Ей приходит код, который она подтверждает — и все, денег на карте нет. На вопросы о том, почему списали деньги, мошенники говорят о сбое на сервисе, могут даже повторно прислать ссылку — мол, все починилось. Но это не так. На самом деле популярные сервисы не присылают ссылок, в чат на самом сайте приходит кнопка «Ввести данные карты». Сначала сервис проверяет, работает ли карта — списывает и возвращает 1 рубль. А уже потом отправляет деньги за товар.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОТЕРИ ДЕНЕГ

1. В способе общения на сайте выберите «Сообщения», отказавшись от телефонной связи. Тогда мошенники не смогут написать вам в другие мессенджеры. Даже если вы указали телефон, не соглашайтесь на общение вне сервиса. В своем чате популярные платформы категорически блокируют все подозрительные ссылки.

2. Не сообщайте никому данные карты, срок действия, CVV-код. На самом деле для перевода денег за товар достаточно номера телефона, к которому привязана карта, или номера счета и ФИО.

3. Не открывайте посторонние ссылки, которые присылают вам неизвестные.

4. Проверяйте профиль покупателя и продавца, как давно он зарегистрирован на сайте, сколько покупок-продаж совершил.

5. Не торопитесь, особенно если вторая сторона вас подгоняет. Изучите правила сервиса доставки и лучше не говорите, что с ней незнакомы. Зная вашу неподкованность, мошенники могут использовать это против вас.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru