Премия Рунета-2020
Челябинск
+4°
Boom metrics

Бунт 250 заключенных в Челябинской колонии удалось предотвратить

Прокуратура заявляет, что осужденных никто не избивал [фото и видео с места событий]

Информация о том, что произошло вчера вечером в колонии №6, что в городе Копейске до сих остается противоречивой. По официальной версии, 250 осужденных перед обедом отказались заходить в столовую и остались стоять на морозе во дворе жилой зоны. Зеки требовали отпустить сокамерников, которых накануне поместили в штрафной изолятор за нарушение тюремного режима.

- По слухам, несколько человек были избиты конвоирами, - рассказала правозащитница Оксана Труфанова, - поэтому заключенные отказались идти на обед, встали на плацу на холоде и потребовали встречи с прокурором и потребовали показать помещенных в ШИЗО, чтобы убедиться, что с ними все в порядке.

Но по другую сторону колючей проволоки, со стороны воли, стали собираться родственники и друзья осужденных. Нескольким зекам удалось забраться на вышку, они свистели людям внизу и развернули простыню с надписью: «Люди помогите!»

В толпе пошли тревожные разговоры:

- А ведь как будто кровью написано, красные ведь буквы, - предположил немолодой мужчина.

- Мне сейчас позвонили, они там уже вены вскрывают, - сказала женщина в теле.

- А один с вышки упал, насмерть разбился, - дополнила ее товарка.

У стен зоны собралось порядка 300 человек, многие были пьяны. Все было заставлено машинами. К колонии стягивали экипажи полиции, то и дело подъезжали грузовики с ОМОНом и спецназом ГУФСИН. В какой-то момент ситуация накалилась настолько, что силовики решили оттеснить гражданских.

- Не было никакой провокации со стороны, ОМОН просто побежал, как по команде, - говорит Оксана Труфанова, - мне досталось по голове, я упала. Ко мне подошел человек в маске и сказал: лежи, а то еще получишь.

По данным уполномоченного по правам человека в Челябинской области, в сторону ОМОНа полетели снежки и бутылки. После этого последовала ответная реакция. Несколько человек из группы поддержки заключенных оказались избиты, у нескольких машин разбиты фары и лобовые стекла.

- Я просто мимо ехал, - возмущается Копейчанин с рассеченной бровью, - но меня никто и слушать не хотел, вытащили из машины и дали по голове, ребенка напугали.

Одновременно с этим налетом внутри колонии спецназ решился на штурм, людей на плацу загнали в камеры, зеков силой сняли с крыш.

- Люди у стен колонии пытались раскачать ситуацию, постоянно звучали провокационные выкрики, - сообщил Начальник управления организации общественного порядка ГУМВД России по челябинской области Вячеслав Ботов, - ночью было задержано около 30-ти человек. Сейчас по периметру колонии продолжают дежурить экипажи. Но ситуацию удалось взять под контроль и стабилизировать.

В данный момент в произошедшем разбирается прокуратура Челябинской области, а также уполномоченный по правам человека в Челябинской области.

К слову, подобные акции протеста в стенах южноуральских зон не редкость. Уже не один год сообщество заключенных пытается изменить порядок в исправительной системе региона. Зоны Челябинской области считаются «красными», то есть теми, где порядок жизни в колонии устанавливает администрация в соответствии с законами и правилами ФСИН. По мнению наблюдателей, многочисленные акции, связанные с голодовками по пустяковым поводами или массовое членовредительство, вызванное тем, что заключенных заставляют ходить строем, это своеобразная разведка боем. Если администрация пойдет на поводу по незначительному поводу, то можно требовать и более серьезных послаблений.

Яркий пример – недавняя попытка гражданских взять приступом атлянскую колонию для малолетних. Несколько человек пытались прорваться через укрепленное КПП, но тут же попали в руки спецназа, который был направлен в колонии в ожидании подобной провокации. Однако, один из налетчиков успел устроить потасовку с конвоиром и теперь ему грозит 5 лет за нападение на представителя власти.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Акция протеста в колонии №6 Копейска, которая вылилась в потасовку между ОМОНом и родственниками осужденных, заинтересовала федерального омбудсмена Владимира Лукина. На месте происшествия побывали несколько правозащитников из различных организаций. Однако, никого из них не пустили к протестующим заключенным. Как стало известно «Комсомолке», завтра днем в Челябинск прибудут сотрудники аппарата Владимира Лукина. Они проведут тщательную проверку причин демарша заключенных, а также правомерности действий ОМОНа по отношению к гражданским.

К расследованию подключился СК

Следователи не исключают, что может быть возбуждено уголовное дело по поводу неповиновения осужденных.

- Группа заключенных отказалась выполнять требования администрации исправительного учреждения, - сообщает пресс-служба следственного комитета России, - По предварительной информации, заключенные выдвигают необоснованные требования об ослаблении режима. В настоящее время проводятся мероприятия по установлению порядка на территории исправительной колонии.

МЕЖДУ ТЕМ

- ОМОНовцы вежливо говорят, что в колонии ЧП и там неспокойно, поэтому проход закрыт, - рассказала «КП» член общественной наблюдательной комиссии Александр Юрин, - меня внутрь не пустили, хотя по закону, как член ОНК, я имею право войти на территорию зоны. Примечательно, что возле каждого полицейского поста собираются группы гражданских людей, видимо, это родные и близкие осужденных. Они молча стоят чуть поодаль, но напряжение между ними чувствуется. Но поражает не столько увиденное, сколько услышанное. С территории зоны доносится гул, как на стадионе. Кричат десятки, если не сотни людей. И шум не смолкает ни на секунду.

В колонию пустили матерей

- Насколько мне известно, администрация провела в зону нескольких матерей, - говорит правозащитница Оксана Труфанова, - но что им показали и дали ли пообщаться сыновьями –неизвестно. Совершенно точно знаю, что им не показали, что происходит в штрафном изоляторе и отделении со строгими условиями содержания. Как бы то ни было, люди с плакатом «помогите» до сих пор находятся на крыше.

«ОМОНу дали команду «фас»

Оксана Труфанова оказалась одной из тех, кто пострадал от действий бойцов ОМОНа. Когда ситуация у стен колонии, куда пришли порядка трехсот родственников заключенных, накалилась, силовики приступили к активным действиям. Несколько человек были задержаны, несколько получили увечья.

- Я шла и говорила по телефону, когда мне досталось по голове, - говорит Оксана, - били без разбора и подростков и девушек. Люди просто ехали мимо на машинах, их тормозили и тоже били. Никакой провокации против ОМОна не было. Им просто дали команду «фас». Пишут, что в них бросались снегом, но это было несколькими часами раньше, и связи между этими событиями нет.

Администрация трех колоний уговорила зеков покушать

Заключенные в колониях Челябинской области поддержали своих коллег, которые устроили бунт в Копейской ИК-6. Арестанты из двух колоний и одного следственного изолятора Южного Урала, узнав о события в «шестерке» отказались от обеда. Заявив, что не примут пищи, пока не будут выполнены требования восставших в Копейске. Однако, к концу дня администрации учреждений смогли успокоить возбужденных заключенных и уговорить их покушать.

- В настоящий момент все, кто объявлял о голодовке принимают пищу, - сообщили «КП» в пресс-службе управления федеральной службы исполнения наказания России по Челябинской области, - пища, приготовленная на обед, также съедена заключенными.

После того, как большинство родственников заключенных разъехались, у стен колонии еще осталась группа пьяных молодых людей. Они громко ругались, бросали в сотрудников полиции пустые и наполненные водой бутылки в стеклянной и пластиковой таре (далее).

Прокуратура: осужденных никто не избивал

— Предварительные итоги проверки свидетельствуют о недостоверности информации об избиении осужденных, — сообщает пресс-служба надзорного ведомства. — Фактов членовредительства осужденных не установлено. Все лица, содержащиеся в штрафных помещениях и в отряде строгих условий содержания, осмотрены судебно-медицинским экспертом, телесных повреждений у них не выявлено (далее).

В ЭТО ВРЕМЯ

«Комсомолке» удалось связаться с супругой одного из осужденных, который принял участие в демарше заключенных в колонии №6 города Копейска.

— Я стою здесь уже больше двух суток без сна и отдыха, — сказала Олеся, — поздно ночью стали снимать плакаты с крыши, люди спустились вниз. Потом меня и еще нескольких матерей и жен провели по колонии. Я видела заключенных, никто из них не был избит. Но с мужем мне поговорить не удалось. Мы узнали, что один из осужденных разбил стекло и порезал себе вены, к нему нас тоже не провели (далее)

Всю необходимую информацию, касающуюся осужденных и их родственников, а также интересующие вопросы можно задать через Интернет-приемную или обратиться по телефону доверия (351) 267-44-06, 267-43-32.