Общество10 октября 2008 22:00

Как остаться с правами и при деньгах, общаясь с гаишниками

Челябинец Юрий Панченко написал книгу наставлений автолюбителям
Как остаться с правами и при деньгах, общаясь с гаишниками

Как остаться с правами и при деньгах, общаясь с гаишниками

Правила дорожного движения Юрий Панченко выучил раньше, чем азбуку. Его дедушка, водитель с 35-летним стажем, с младенчества прививал внучку автомобильную грамоту. Покажет на треугольный значок, а карапуз картавит: «Уступи дологу». Первые права он получил в шестнадцать лет - на мотоцикл. Чуть позже сдал экзамены на легковушку. - Однажды на трассе вырулил на встречную полосу, - рассказывает Юрий. - Знаков не было, разметки тоже. Глядь, а на меня идет дэпээсник с жезлом: «Обгон на подъеме, мы забираем ваши права». У меня шок - собирались на машине на юг. Зарывшись в ворох постановлений и правил, дотошный инженер докопался до правды. Выяснилось, что по закону в зоне ограниченной видимости, в том числе и на подъеме в горку, обязательно должен стоят знак «Обгон запрещен».

- На глаз водитель не может определить, хорошая или плохая видимость, - увлеченно объясняет Панченко. - Это под силу только специалисту с профессиональным оборудованием.

Математика - друг водителя

Это был последний штраф водителя Панченко. Гаишники кляли небо, что остановили шибко грамотного автомобилиста. А Юрий тем временем жадно делал записи и науськивал приятелей. Вскоре труды появились в глобальной сети, на челябинских автофорумах. Мужики распечатывали его советы на принтере и цитировали обалдевшим инспекторам. - Многие тонкости водители и сами знают, но не могут грамотно выразить, - объясняет Юрий. - Например, как доказать гаишнику, что вы из-за фуры не увидели знак «Обгон запрещен»? Я же нарисовал схему, составил пропорции и пришел к выводу, что даже на малой скорости 80 км/час у водителя есть всего 0,9 секунды, чтобы увидеть знак! Ценным материалом заинтересовалось издательство. На днях «Наставления по общению с ДПС» выходят в свет тиражом в 30 тысяч экземпляров. В книгу вошли главы, которые объясняют, как быть, если вас остановили за не пристегнутый ремень, за превышение скорости, за стоянку на газоне, если вас несправедливо обвиняют в нетрезвости или выезде на встречную полосу и многое другое. В конце - бланки ходатайств и доверенностей. Продавать книгу будут через сайт http://www.oldjoy.ucoz.ru/.

Соблюдайте правила! А как сами инспекторы относятся к подобным изданиям? - Что скрывать, иногда попадаются недобросовестные инспекторы ДПС, которые обвиняют водителя в том, чего он не делал, чтобы получить взятку, - сказал нам заместитель начальника отдела ДПС ГИБДД области Владимир КОБАК. - В этом случае автомобилист должен быть юридически подкован, чтобы отстоять свои права. И я буду рад, если появится книга, которая доступным языком будет учить этой грамоте. Но часто у таких изданий иной тон. Авторы рассказывает, как избежать ответственности за нарушения: «Как обмануть камеру видеофиксации», «Как отказаться дышать в «трубочку» Но ведь все знают, какая у нас аварийность. Ситуацию не изменять, пока не изменится правосознание граждан.

СОВЕТЫ ОТ АВТОРА

Диктофон

Купите диктофон и включайте его каждый раз, как увидите отмашку инспектора об остановке независимо от того, чувствуете вы за собой вину или нет. Пока инспектор идет до автомобиля, успейте наговорить информацию о дате и месте остановки, например: «Сейчас 14 часов 35 минут 11 августа, перекресток улиц Гончаренко и Худякова». Каждое действие инспектора проговаривайте вслух. Не выключайте диктофон на протяжении всей беседы, прятать его или нет – дело ваше. Вести запись не запрещено, а регулирует это статья № 3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г.

Вы не уступили дорогу пешеходу

Языком закона «уступить дорогу» значит: «водитель не должен начинать движение, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». В случае конфликта с ДПС, попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только он может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость. Спросите его, был для него переход безопасен или нет. Объясните ему, что если переход был небезопасен, то инспектор обязан выписать штраф и на него, т.к. он не имел права начинать переход. После разъяснений пешеход будет стучать себя пяткой в грудь, что никаких помех вы ему не создали, или, по крайней мере, будет молчать.

Инспектор отказался приглашать пешехода? Пишите в протокол: «Приглашать пешехода инспектор отказался, чем нарушил мое право представлять доказательства согласно ст.25.1 КоАП. Помех пешеходу я не создавал. Доказательства правонарушения не представлены».

Вы сидите в припаркованном автомобиле и расслабляетесь

Инспектор вычислит автомобиль, в котором идет распитие спиртного, достаточно легко: у автомобиля запотевшие стекла, или из приоткрытого окна вьется дымок от сигареты. Дальнейшее предугадать несложно: предъявление документов, освидетельствование на состояние опьянения, встреча с судьей и лишение прав.

1. Начнем с закона «О безопасности дорожного движения», ст.2.

участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; Вывод: Поскольку перемещения нет, человек за рулем стоящего вне дороги автомобиля, даже с заведенным двигателем, водителем не является. «Не признается управлением транспортным средством нахождение в стоящей автомашине, в тои числе и при включенном двигателе, например при его прогревании». Чтобы оправдать свои появление инспектора утверждают, что видели, как виляющая машина заезжала во двор. Ключевой момент. Инспектора видят неадекватную машину, но не требуют ее остановки. «Для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка» (п.13.6 «Наставление по работе ДПС»). Возможно, водитель заметил автомобиль ГАИ, специально свернул во двор, но инспекторов не проведешь. Они не кидаются в погоню, не включают сирен-мигалок. Они как в том анекдоте тихо-тихо крадутся во двор, заранее зная, что водитель там остановится. И они подтвердят: автомобиль не останавливали, документы требовали у водителя, когда автомобиль уже был на стоянке.

Товарищи инспектора, включите сирену, требуйте по громкоговорителю остановки нарушителя. Привлеките внимание людей, ведь пьяный водитель – угроза их безопасности. И у вас – десятки свидетелей, и никаких сомнений в ваших показаниях не будет. Но этого не происходит. Почему? Не потому ли, что автомобиль давно стоит на стоянке.

Кстати, а кому сообщили об изменении маршрута патрулирования? «Наставление по работе ДПС» обязывает это делать.

Что делать водителю? Забудьте, что вы ¬– водитель. В данный момент времени вы водителем не являетесь, и предъявлять какие-либо документы не обязаны, как и не обязаны отвечать честно на вопрос: «Ваша машина?». Конечно друга (брата, свата). Большинство инспекторов на этом успокаиваются: поскольку машина не ваша, и вы без документов, то следует оформить доставление в отделение и задержание для выяснения личности, и удачный для инспектора исход дела ставится под сомнение. Если инспектор не успокоился, то возможны различные продолжения. Бывает, что инспектор обыскивает водителя, чтобы найти утаиваемые документы (позже он скажет, что вы сами их ему отдали), бывает, что пробивает по номеру хозяина автомобиля и т.д. Ему важно, чтобы здесь и сейчас была возможность провести освидетельствование.

Самое простое для вас – сказать, что документы дома, и вы их сейчас принесете. Разворачиваетесь и уходите совсем. Машина на стоянке и никому не мешает. Если дойдет дело до протокола, то в первую очередь объясните понятым, что они имеют право вносить свои замечания в протокол, и привлеките их внимание к значимым деталям: например, к температуре двигателя, если автомобиль простоял с заглушенным двигателем достаточно долго. Автомобиль, заваленный снегом, следует сфотографировать, захватив, по возможности и заснеженное лобовое стекло, и товарищей в форме. На внутреннюю территорию гаражного кооператива действие ПДД не распространяется, и любые действия ДПС на его территории – незаконны.

Наконец, самое главное: за час до составления протокола слесарь из автосервиса дал заключение, что машина неисправна, например, неисправна тормозная система, или двигатель с автомобиля вообще снят. Вот счет из автосервиса, а вот счет свидетельствующий, что на следующий день машину в ремонт увозил эвакуатор.

Если ваш автомобиль оборудован GPS-сигнализацией, в суде ходатайствуйте о предоставлении информации о местонахождении автомобиля в момент, когда инспектора его якобы обнаружили на дороге.

Как увидеть знак «Обгон запрещен» за фурой?

Несколько километров вы тащитесь за фурой. Встречный поток без просвета. И вот он – шанс! Вы обходите фуру, а через 300 метров вас и фуру тормозит инспектор, говорит, что вы обогнали фуру в зоне действия знака «Обгон запрещен», водитель фуры – свидетель. Вы даже съездите назад и посмотрите, что знак действительно есть. Но никакие мольбы уже не помогут. Я только попробую вам объяснить, что же произошло?

Абстрагируемся от внешнего вида дороги и автомобилей. Оставляем только полосу, по которой вы движетесь, от фуры оставляем только задний борт, а легковой автомобиль обозначаем точкой, совпадающей с левым глазом водителя. Получаем вот такой рисунок:

Расстояния CD и EF равны. Т.е. фура едет по середине полосы. Водитель легкового автомобиля едет вдоль осевой линии. Расстояние его глаза от осевой в 1 м означает, что левый борт его автомобиля – на осевой линии. Расчет, каково минимальное расстояние от глаз водителя до заднего борта фуры, когда он может увидеть знак, сводится к решению простейшей пропорции:

Итак, если водитель едет достаточно долго за фурой, готовый обогнать ее, знак «Обгон запрещен» он увидит за 20 метров. Это означает, что у него на скорости 80 км/час всего 0,9 секунды, чтобы увидеть знак. Без штурмана – не обойтись, тем более ночью. Доказать, что вы не видели знак, крайне сложно. Когда инспектора остановят фуру, спросите у ее водителя, сколько времени вы за ней ехали, в каком месте вы начали обгон, где закончили. Вам повезет, если водитель фуры покажет, что обгон вы начали до знака. Вы приведете расчет и покажете, что знака вы видеть не могли. Рисуйте свою схему, пусть водитель фуры ее подпишет.

Почему имеет место такая ситуация? Дороги давно не реконструировали. Они построены в расчете на гораздо меньшую пропускную способность. Потому вы и ехали за фурой так долго, ожидая просвета во встречном потоке. И знаки ставят, исходя из фактической дороги, а не из пропускной способности. Вот и получается, если бы дорога была построена в расчете на сегодняшнюю пропускную способность, она была бы не двухполосной, а минимум четырехполосной. И знаки бы на ней стояли совсем иначе. Например, тот же «Обгон запрещен» должен дублироваться на левой стороне дороги. К сожалению, инспектора и судьи самоустранились от выполнения основной задачи – выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 и ст.29.13 КоАП). Иначе знаки, за нарушение требования которых возможно лишение прав, давно бы дублировались на левой стороне дороги.