Пресс-центр "КП"

Цены на продовольствие — от кризиса к стабильности

Разумный потребитель
Социальные карточки позволяют покупать товар по особым ценам на трех городских рынках.

Социальные карточки позволяют покупать товар по особым ценам на трех городских рынках.

Стоимость продуктов питания — один из серьезных не только социальных, но и политических факторов. Известно, что арабские революции совпали по времени с историческим максимумом, которого достигли цены на продовольствие. И в этом году Всемирный день продовольствия, который традиционно отмечается в октябре, проходит именно под лозунгом «Цены на продовольствие — от кризиса к стабильности». Эксперты говорят о необходимости прогнозирования цен. Это помогает предупреждать резкое колебание, которое пагубно отражается на социальной обстановке. В пресс-центре «КП» за «круглым столом» мы обсудили, что стоит ожидать южноуральцам в предстоящем сезоне.

Не тот урожай, который на полях, а который в закромах

Анатолий Малишевский.

Анатолий Малишевский.

— На сегодняшний день в Челябинской области зерновые убраны и обмолочены на площади 90%, — говорит начальник управления министерства сельского хозяйства Анатолий Альбинович Малишевский. — Уже собрано 2 миллиона тонн зерна. Но уборка продолжается. Планируем выйти на 2 300 тыс. тонн. Это очень хороший урожай. Напомню, в прошлом году в условиях засухи было собрано 900 тыс. тонн. За последнее десятилетие урожай больше 2 млн тонн южноуральцы собрали в 2006 году, урожайность в этот год была рекордно высокой — 17,4 ц/га. Сегодня урожайность пока составляет 16,7 центнера с гектара.

Картофель убран на 80 — 90% площадей. Есть опасения, что уйдет под снег картофель в Каслинском районе, поскольку там были засажены очень большие площади.

Вовсю идет уборка капусты и моркови, свеклы. Лук-репка убран полностью, без потерь.

На сегодняшний день хороший урожай зерновых, естественно, повлиял и на цены. Так, зерно пшеницы 5-го класса стоит от 3,5 до 4 тыс. рублей за тонну зерна. Мы с вами как покупатели вправе видеть, что это отразится и на розничных ценах.

Нынешний сезон наши молокозаводы продержались на хорошей цене. Крестьяне продавали сырье за 13 — 14 рублей за литр. Это лучше, чем в соседних регионах. А розничные цены в магазинах оставались прежними.

«Народный контроль»

Вадим Воробей.

Вадим Воробей.

— Всемирный день продовольствия — это профессиональный праздник почти 3 тысяч контролеров, которые каждую неделю по всей Челябинской области мониторят цены на продукты питания первой необходимости, — говорит координатор проекта «Народный контроль» Вадим Воробей. — Также они контролируют лекарственные препараты, цены на бензин, смотрят, не продают ли магазины алкоголь несовершеннолетним.

«Народный контроль» появился ровно год назад. Мы помним, что тогда был резкий скачок цен на гречку. Цена доходила до 210 рублей за один килограмм! Сегодня в торговых сетях «Дикси» и «Пятерочка» стоимость килограмма гречневой крупы составляет 40 рублей.

Главная задача «Народного контроля» — в области обеспечения социальных цен — донести до населения информацию о наименьших ценниках. Как известно, 60% продуктов питания население приобретает в сетевых магазинах. Они и задают уровень цен на продовольственном рынке. И главная борьба «Народного контроля» сосредоточена с торговой наценкой. Мы вышли с предложением к сетям — снизить цены на социально значимые продукты питания: всего их 24 наименования. Тогда, объясняли мы, нас не будет интересовать, сколько вы накидываете на икру, деликатесы, эксклюзивные продукты. И многие нас услышали. К примеру, «Молния» снизила цены на эту продуктовую корзину из 24 наименований на 10%, «Проспект» — 30%. Разница между такими наборами в разных магазинах сегодня составляет всего 12%, при этом самая дешевая — в «Дикси», а самая дорогая — в «Проспекте».

Что касается ситуации этого года, то вспоминается присказка: в России две беды — неурожай и урожай. Когда обилие зерновых, овощей и корнеплодов, то крестьяне вынуждены продавать их по низким ценам. Как известно, зерновые культуры влияют не только на цены на хлеб, но и на молоко, яйца, мясо, поскольку в производстве всех этих продуктов необходимо фуражное зерно. Учитывая хороший урожай этого года, мы надеемся, что резких скачков на продовольствие не последует. А цены на мясо птицы на Южном Урале и вовсе являются одними из самых низких во всем округе. Зато стоимость говядины, напротив, довольно высокая, ощущается недостаток конкуренции, ее приходится завозить в регион. В итоге рост цены за один год на говядину составил 17%. И не только на сырое мясо, но и на продукты переработки — колбасу, мясные полуфабрикаты. Традиционно в летний период происходит дефляция — снижение цен. В этом году она достигла 14%. Сейчас мы ожидаем снижения цен на рыбу, поскольку идет улов, в частности, на горбушу уже цены стали ниже. Хороший урожай в этом году на сахар. Сегодня уже оптовая цена опустилась до 22 с небольшим рублей за килограмм.

Молоко за год не дорожало

Владимир Чапайкин.

Владимир Чапайкин.

— Летом этого года мы пришли к пониманию, что закуп молока должен носить более сдерживающий характер, — говорит генеральный директор ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» Владимир Александрович Чапайкин. — И постарались достигнуть наиболее приемлемой для нас и для сельхозпроизводителей закупочной цены. И в итоге мы приобретали сырое молоко в среднем по 14 рублей без НДС за базовую жирность. В то время как в других областях цена колебалась от 11 до 13 рублей. Заметим, что в это достаточно сложное время мы смогли за счет увеличения объемов, расширения зон реализации продукции удержаться и не повышать цены на готовую продукцию в течение 2011 года. Также мы произвели модернизацию оборудования, внедрили новую упаковку, которая более функциональна и удобна. Все это было достигнуто исключительно за счет наших внутренних ресурсов. Хотя за это время, к сожалению, выросли издержки и начал сказываться инфляционный всплеск, традиционный для осеннего периода.

В основе процветания — земля и нравственность

Евгений Паньков.

Евгений Паньков.

— В основе всего лежит зерно, а оно выращивается на земле. Земля составляет базис, она нам дает свои плоды, она — залог нашей силы в будущем, — убежден генеральный директор МПП «Княжий сокольник» Евгений Паньков. — Земля — это Россия, как очень точно сказал известный российский реформатор Петр Столыпин. Подсчитано: человеку, чтобы нормально работать и созидать, надо потреблять 1 тонну зерна в год. Расклад следующий — 40% уходит на хлебобулочные изделия, а 60% урожая необходимо в качестве сырья для животноводства. Согласно последней переписи в России проживает 142 миллиона человек, значит, в идеале нам в России надо выращивать 142 миллиона тонн зерна. В этом году мы собрали очень хороший урожай — 92 миллиона тонн зерна. Такой урожай, как отметил президент Дмитрий Медведев, будет в ближайшие годы гарантировать конкурентоспособность не только в смысле экспортных возможностей, но, что не менее важно, конкурентоспособность в связи с развитием нашего собственного животноводства, а значит, и конкурентоспособность конечного продукта отечествен-ного производителя.

Благодаря хорошему урожаю наш конечный продукт будет увереннее вытеснять и замещать импорт, а цены начнут стабилизироваться. Потому что цена на продукт не будет уже зависеть от цены на импортное сырье, которая напрямую зависит от курса валюты и длинной логистической цепочки поставок с большим количеством посредников. И чем ближе наши урожаи к цифре 142 миллиона тонн зерна, тем увереннее будет развиваться собственное животноводство, стабильнее и ниже будут цены на конечный продукт.

На концерте, посвященном Дню работников сельского хозяйства, президент Дмитрий Медведев отметил, что государство кардинально изменило отношение к сельскому хозяйству. Выделяются серьезные средства, инвестиции. Сейчас у нас очень хорошо обстоит дело с мясом птицы, настала очередь животноводства. Многие компании готовы инвестировать при поддержке государства в производство свинины, а говядина замыкает эту цепочку, поскольку для производства говядины необходимы «длинные» деньги, серьезные капиталовложения. Но государство четко заявило свою роль — если вы готовы работать, мы готовы дать средства на развитие.

Вопрос в другом: кто сегодня остался в крестьянском сословии? Его практически нет.

А крестьянство — это серьезный труд. Бывая за границей, я общался с фермерами, и они признаются, что не только отпуска, но даже и выходного за всю жизнь не выпадало. На съезде Российского аграрного движения очень хотелось бы обсудить с премьер-министром вопрос о том, что почти никак не воспевается человек труда. А крестьянский труд должен стать привлекательным для молодых специалистов.

В основе процветания государства — земля, а в основе человеческой природы — нравственность. Поэтому земля и нравственность и составляет основу нашего благосостояния. И вопрос с нестабильными ценами все больше будет уходить с повестки дня, когда мы будем все увереннее приближаться к урожаю 142 миллиона тонн зерна, когда у нас достаточно будет своих животноводческих комплексов. От этого выиграют все: сотни тысяч люди будут трудоустроены в сфере земледелия и животноводства, а наш конечный продукт будет качественным и недорогим.

Культура потребления

Николай Исаев.

Николай Исаев.

— Мы применяем в овощеводстве высокие технологии, но не всегда наш рынок готов обеспечить спрос на них, — говорит коммерческий директор ООО «Агрофирма «Ильинка» Николай Евгеньевич Исаев. — Мы продаем калиброванные, мытые и расфасованные овощи. Однако мытый продукт повышает цену на 2 — 3 рубля. И если картофель стоит 25 рублей, то мытый — 27 — 28 рублей. Разница незначительная. И люди охотно покупают такой продукт. Но в этом году хороший урожай, и цены складываются на уровне 5 — 7 рублей. То есть удорожание до 8 10 рублей создает разницу в цене до 40%. И покупатель уже задумывается: а стоит ли покупать мытый продукт?

Этот год может сложиться весьма нетрадиционным в плане формирования цены. На сегодня овощи стоят: картофель — 7 рублей, свекла — 6 рублей, морковь — 7 рублей. Хранение овощей обходится в 1 — 1,5 рубля в месяц. Можно прикинуть, какая цена будет в мае. Но когда выдается большой урожай, эта пропорция сбивается. Есть опасения, что и в этом году произойдет то же. На свеклу, морковь, капусту и картофель она будет расти ниже, чем затраты на хранение. И крестьяне будут вынуждены продавать ниже себестоимости.

Хотя должны признать — культура потребления овощей растет. Людям удобно брать чистый, калиброванный продукт. Но многие сети, к сожалению, нацелены не на качественный продукт, а в первую очередь на низкую цену.

В этом году мы первые в России начали производить спаржевую фасоль. Пока для многих потребителей этот диетический, полезный продукт неизвестен. Так, магазины нас просят вместе с красивой упаковкой прикладывать еще и рецепты, потому что покупатели не знают, как его готовить.

Пятнадцать лет назад аналогичная ситуация была с цветной капустой. Мы первые в Челябинской области стали выращивать цветную капусту и продавали ее с пятью листами рецептов. Надеемся, что и спаржевую фасоль так же полюбят, как и цветную капусту.

Социальный рынок

В этом году сезонные рынки, организованные властями, помогли многим южноуральцам запастись дешевыми овощами. А три рынка — «Луч», «Универсальный» и «Пятак» — готовы и в дальнейшем реализовывать социальные акции для челябинцев.

Светлана Дорофеева.

Светлана Дорофеева.

— Мы первые, кто поддержал акцию властей о продаже дешевых овощей фактически без торговой наценки, — говорит управляющая рынком «Пятак» Светлана Дорофеева. — Нами была организована продажа лука, моркови, картофеля, и рынки стали лидером по объему продаж дешевых овощей. В результате этой акции на трех рынках челябинцы приобрели более 200 тонн корнеплодов.

Сейчас на наших рынках реализуется программа «Социальная цена». Пенсионеры и ветераны труда, иные малообеспеченные граждане могут в администрации любого из трех рынков получить именные карточки. Эти карточки позволяют покупать товар по особым ценам на социальные товары: мясо птицы, бакалею, сахар и так далее. Более 20 тысяч карточек уже получили челябинцы, нуждающиеся в поддержке. Предприниматели, которые торгуют на наших рынках, ежедневно ставят желтые социальные ценники, продавая этот товар по ценам производителя, фактически без торговой наценки.

Также проводятся ярмарки выходного дня. Мы приглашаем производителей продать свой товар, предоставляем им торговые места, обеспечиваем всем необходимым. Мы единственные, кто торгует сахаром в розницу по 25 рублей. И к нам едут покупатели со всего города.

— Хочу добавить, что этот проект получил благодарственное письмо от «Народного контроля» за внедрение социальных карт для ветеранов, — добавляет координатор проекта «Народный контроль» Вадим Воробей. — Насколько я знаю, эта акция позволила рынку увеличить товарооборот.

— Предпринимателям такие акции с желтыми ценниками тоже выгодны, — продолжает Светлана Дорофеева. — Они переносят основную норму прибыли на более дорогостоящие, деликатесные товары. А поддержание низких цен на социальные товары повышает покупательскую активность, увеличивается столь необходимый товарооборот.

Как получить социальную карточку?

Нуждающиеся в поддержке граждане могут просто прийти в администрацию рынков с подтверждающими документами и получить номерную карту. Наша социальная программа реализуется на площадках по адресам:

Качество превыше всего

Весь предыдущий год к полке с крупой было пристальное внимание и конечных потребителей, и производителей, и СМИ. В этом году ситуация также требует постоянного наличия «руки на пульсе» И, конечно, для всех важно, чтобы в сложившейся ситуации качество продукции осталось неизменным. За комментариями обратимся к эксперту — директору по продажам крупяной компании «Увелка» Андрею Агаркову.

Андрей Агарков.

Андрей Агарков.

— Прошлой осенью, в начале «крупяного кризиса», стало ясно, что та компания, которая сможет создать нужный запас сырья и при этом не уронить качество продукции, сможет удержать потребителя и свою долю в продажах. А по последним исследованиям конечные потребители указывали, что чистота и отборность крупы для них самый важный критерий при покупке в магазине. Для нашей компании качество крупы всегда является приоритетным, именно поэтому мы выпускаем крупу по показателям, превышающую ГОСТ. И считаем, что наши усилия не остались незамеченными. Согласно исследованиям независимых компаний ROMIR и MEMRB крупы в варочных пакетиках торговой марки «Увелка» выбирают 50% россиян.

И их выбор оправдан, ведь продукция «Увелки» производится из отборной крупы, которая является основой здорового питания. А крупы в варочных пакетиках еще и не требуют много времени для варки, не содержат искусственных добавок. Вот и получается, что потребитель, выбирая продукт от известного производителя ТМ «Увелка», получает основные выгоды — экономит время и сохраняет здоровье! А наличие широкого ассортимента круп «Увелки» позволяет питаться вкусно и разнообразно.

КСТАТИ

Награды «Золотой осени»

В этом году уже в 13-й раз проходила выставка «Золотая осень». Челябинская область получила 33 медали, из них 18 — золотых, 8 серебряных и 7 бронзовых.

— У нас, аграриев и переработчиков, эти награды что-то вроде олимпийских медалей, — говорит Анатолий Альбинович Малишевский. — Получить их весьма престижно: на выставке присутствует около тысячи предприятий со всей страны, дальнего и ближнего зарубежья.

Повторив результат прошлого года, южноуральцы укрепили свои позиции как российского центра переработки, развития сельскохозяйственной науки и мясного животноводства.

Самым «золотоносным» стал для южноуральцев конкурс «Производство высококачественной биологически безопасной продовольственной продукции», в котором предприятия представили на суд жюри 53 образца — от различных колбас и мясных деликатесов до подсолнечного масла и яиц. Из них 34 удостоены золотых медалей.

Впервые в «Золотой осени» принимало участие мясоперерабатывающее предприятие «Княжий сокольник». Медалями самого высокого достоинства отмечена его продукция: колбаса «Балыковая» полукопченая, сервелаты «Европейский», «Мускатный», «Коньячный», а также вареные колбасы «Докторская ГОСТ» и «Сливочная». Яркий стенд предприятия, возле которого можно было сфотографироваться с сокольниками в живописных костюмах и живыми птицами, привлек внимание посетителей. Среди них оказалась министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник, которая во время посещения экспозиции Челябинской области поинтересовалась у руководителя южноуральской делегации регионального сельскохозяйственного министра Ивана Феклина динамикой развития отрасли и высоко оценила успехи области в развитии птицеводства и перерабатывающей промышленности.

Среди медалистов выставки «Золотая осень» — продукция Челябинского городского молочного комбината.

Золотую награду в конкурсе «Производство высококачественной биологически безопасной продовольственной продукции» завоевали: эскимо «Пломбир ванильный», «Пломбир шоколадный в сахарном вафельном рожке», брикет на вафле «Пломбир с джемом из лесных ягод».

ОАО «ЧГМК» производит мороженое ТМ «Первый вкус» из натурального молока. Регулярное участие и победы в международных выставках и конкурсах подтверждают высокое качество продукции.

«Чепфа» стала призером «Золотой осени»

Продукция птицефабрики отмечена золотой медалью главной агровыставки страны

С 13 по 16 октября в Москве проходила ежегодная всероссийская агропромышленная выставка «Золотая осень». Так уж сложилось, что из года в год южноуральские аграрии на ней собирают настоящий урожай наград. И этот год не стал исключением.

Как известно, на главную выставку достижений отечественного агропрома приезжают только самые лучшие предприятия страны. Вот и «Птицефабрика Челябинская», входящая в пятерку крупнейших птицеводческих предприятий России, — постоянный участник этого форума. Медали «Золотой осени» бережно хранятся на фабрике наряду с многочисленными наградами многих других престижных выставок и форумов.

На «Золотой осени-2011» «Чепфа» представила на конкурс свою лучшую продукцию — яйца «Чепфа

Рекорд» и «Чепфа йодированное» отборной категории, а также меланж яичный жидкий пастеризованный. Несмотря на большое количество участников, компетентное жюри отметило «Чепфу» самой высокой наградой — дипломом первой степени и золотой медалью.

«Чепфа» — один из брендов, которыми заслуженно гордится Челябинская область. Основная продукция фабрики — высококачественное куриное яйцо, полученное от птицы кросса «Ломанн ЛСЛ-классик». Однако это далеко не все. Многопрофильности птицефабрики мог бы позавидовать иной крупный агрохолдинг. Помимо широкого ассортимента пищевых яиц птицефабрика производит меланж яичный сухой и жидкий пастеризованный, мясо птицы и куриные субпродукты. А также выращивает зерно и племенной крупнорогатый скот герефордской породы.

Но главный залог успеха заключается в том, что технологический процесс на фабрике действует по принципу «поле — прилавок». От производства корма и племенного яйца до переработки и фирменной торговли.

Еманжелинский племрепродуктор обеспечивает племенным материалом не только «Чепфу», но и птицеводов соседних регионов страны. А земледельцы птицефабрики «Челябинская» в этом году вовремя закончили уборочную кампанию, намолотив рекордные 118 тыс. тонн зерновых при урожайности 29 ц/га.

Не случайно министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, посетившая экспозицию наших земляков, так высоко оценила успехи Челябинской области в развитии птицеводства и перерабатывающей промышленности.