Челябинск
+6°
Рыбалка10 февраля 2013 22:00

Битва за щуку в казахстанских просторах

Южноуральские рыбаки отправились ловить хищника на жерлицу
Источник:kp.ru
Первый улов

Широкие степи, равнинные реки, многочисленные озера и старицы, а главное, нетронутая природа — все это есть не только у нас в России, но и у наших соседей, в Казахстане. Север этой страны — территория особенная. Именно туда стоит отправиться, когда есть желание поймать, щуку на жерлицу, как это сделала съемочная группа программы «Простые радости».

В поездках на дальние расстояния важен комфорт, так что слава большой машине, на которой мы отправились в путь! В нашем распоряжении был большой багажник, в который можно положить все, что нужно рыболову. А таких вещей много!

— Когда собираюсь в экспедицию, сам себе напоминаю мальчика из детского стихотворения, который в лыжный поход и взял с собой самовар, дрова, зубную щетку и вообще много чего набрал, в результате чего даже с места сдвинуться не смог. Но у нас все влезло, и даже запас остался! — делится впечатлениями ведущий программы Павел Сумской.

Еще плюс большой машины — проходимость. Мы уже научены уроком предыдущей поездки в Казахстан, когда пришлось в течение многих часов пробиваться через снежные заносы. Зато на этот раз мы просто продавливали себе колею большими колесами.

Тысяча километров — немалое расстояние! Впечатлений от дороги масса.

— В пути менялись климатические зоны, погода, то справа, то слева появлялись зайцы, лисы, косули. Лисы, кстати, на юге Урала — настоящая проблема для местных жителей. Очень часто встречаются больные бешенством! Так что мы их стороной объезжали, — смеется Алексей Романчев, наш рыболовный эксперт.

Участок дороги от Сибая — это сплошные перепады температуры. В зависимости от высоты над уровнем моря столбик термометра то поднимался до 13 градусов, то опускался до минус 22. Стекла замерзали за 10 — 15 минут и так же быстро оттаивали.

По дороге мы проезжали множество мелких речушек. Два раза останавливались, завидев рыбаков, чтобы полюбопытствовать, клюет ли. Речушки здесь совсем как ручьи, метра полтора шириной. Так что правило не бурить лунку рядом с другим рыболовом там не действует.

— Да и сказать, что рыба ушла на тот берег, тоже нельзя, потому что вот он берег, рядом совсем. Не ловится — значит, плохо ловишь, — пошутил ведущий.

Судя по рассказам, здесь ловится неплохая рыба. Например, голавль до килограмма. А как эти речки живописно смотрятся! По густо заросшим берегам — покрытые инеем деревья, кусты тальника, которые образуют почти глухой тоннель, уходящий куда-то вдаль…

Конкуренты

Мы постепенно добрались до границы и, перейдя ее, проехали еще 45 км по территории Казахстана. Двухдневная метель поставила нам заслон, из-за которого мы не попали туда, куда изначально планировали — к озеру с гастрономическим названием Солянка. Зато другой водоем — озеро Бумаколь — оказался вполне доступным. Это скорее старица — вытянутый участок реки, который с одной и с другой стороны будто бы обрывается. Рельеф дна тоже характерен для реки: то тут, то там встречаются ямы и впадины, плавного выхода к берегу нет, скалистые берега чередуются с пологими глинистыми. Вместе с тем, глубины там значительные — до 12 м, а средняя глубина — 3 м. Все это позволяет рыбе прекрасно себя чувствовать подо льдом. И мы рассчитывали на поимку хорошего хищника. Впрочем, не только мы: на месте мы встретили группу оренбургских рыболовов.

— Конкуренты! Приехали ловить нашу рыбу, — шутя возмущается Павел Сумской. — Впрочем, битвы на бурах не случилось, разошлись мирно: они на леща, а мы на щуку. Но совсем конфликтов избежать не удалось. Мало того что они стали ставить палатки между наших жерлиц, мол, мы тут всегда леща ловили — так еще и шикали на нас, когда мы с шумом бегали от одной лунки к другой! А ведь такова специфика жерличной рыбалки, иначе никак.

Завтрак с горячим хлебом

— Да уж, картина та еще. Широчайшая степь, вокруг ни души, и только на одном крохотном участке некрупного водоема собрались пять человек и мешают друг другу. У всех клюет именно тут! Угораздило же, — рассказывает Алексей.

Азартная рыбалка

Немаловажная деталь: живца мы везли с собой. Вместо традиционного карася был пескарь, наш, уральский. Он в холодке живет неделю спокойно без дополнительной смены воды. Можно было бы наловить живца и на месте: мелочь под берегом клевала «как из пулемета», но это же трата времени!

— А если вдруг клевать не станет, то у нас с собой 60 хоть и мелких, но очень вкусных пескарей. Их и съедим! — смеется Павел.

Все время нас сопровождал сильнейший восточный ветер, но, несмотря на это, рыба клевала. Если бы не было крутого берега, за которым мы укрывались в палатке, нам бы пришлось нелегко. В чем разгадка?

— Если рыболов верит в свои снасти, верит в себя, он с водоема без рыбы не уйдет, — считает Алексей.

Так или иначе, битва за щуку разворачивалась под порывами сильнейшей поземки. Через молочную белую пургу мы протащили на санях снасти, пожитки, палатку, скатились с крутого берега, устроили базу, просверлили лунки, поставили жерлицы. Палатку поставили, чтобы отдыхать и греться, но не тут-то было! Щука начала клевать так, что на это просто не было времени.

— Представьте себе: вы расставили эдакий букет жерлиц, — рассказывает Павел Сумской. — О поклевке сигнализирует флажок, который сначала держит катушку, но при поклевке выстреливает, взмывает вверх, трепещет на ветру и зовет рыболова: бегом сюда! Бежишь со всех ног, добегаешь — но тянуть нельзя, нужно дождаться, когда щука снова потянет, чтобы ее подсечь. Иногда терпения не хватает, дергаешь — и щука добычу отпускает, оставляя нас ни с чем. Азарт — запредельный!

Процесс наладился не сразу. Сперва мы потратили кучу времени на расстановку жерлиц. Буришь одну лунку, ставишь снасть, начинаешь бурить вторую — и тут же на первой поклевка. Разбираешься с первой, добуриваешь вторую и переходишь к третьей — начинаются поклевки на первых двух. Чем больше лунок, тем сложнее за всеми уследить. Расстояние между крайними лунками — метров 150. Набегались.

— Эффект мы почувствовали на третий день, когда ехали обратно. Ноги были чужие, ватные, как после многокилометрового похода со всем снаряжением. Зато впечатления остались, — говорит Алексей.

Бур у нас был с собой диаметром 130 миллиметров: как знали, что клевать будет некрупная килограммовая щука. Кстати, наша съемочная группа подметила такую закономерность: мелкая и крупная щука ведут себя по-разному в зависимости от погоды. При одной погоде резвится и кормится мелкая, а при смене условий на передний план выходит взрослая рыба. Но некрупная щука лучше с кулинарной точки зрения...

Как ловят на жерлицу

В основе жерлицы площадка, которая ставится на лед, на площадке закреплена катушка, а на катушке намотано 25 м лески. На конце лески поводок и крючок, на который цепляется живец. Вся эта конструкция опускается в воду таким образом, чтобы живец плавал почти у самого дна. Щука хватает живца, леска раскручивается, стопор (а им служит пружина сигнализатора) освобождает яркий флажок — и рыболов бежит к жерлице! По вращению катушки понимает, что щука схватила живца и собирается завтракать. Тут самое время делать подсечку.