Премия Рунета-2020
Челябинск
+7°
Boom metrics
Экономика2 октября 2013 11:59

Техническое перевооружение предприятия — требование рынка

Так считает генеральный директор ЗАО «Катайский насосный завод» Андрей Рахвальчук
Источник:kp.ru
Генеральный директор ЗАО «Катайский насосный завод» Андрей Рахвальчук

Генеральный директор ЗАО «Катайский насосный завод» Андрей Рахвальчук

Фото: KP.RU - Челябинск

Жесткая конкуренция на отраслевом рынке, в основном со стороны китайских производителей, заставляет еще активнее решать вопросы модернизации и оптимизации производства, применять энергосберегающие технологии для снижения себестоимости собственной продукции.

— Новые технологии, новые виды продукции, модернизация мощностей — это составляющие любого развивающегося производства, — начинает нашу беседу генеральный директор ЗАО «Катайский насосный завод» Андрей Владимирович Рахвальчук. — Такие, и довольно жесткие, правила игры сегодня диктует рынок. Рынок, который за последние годы, можно сказать, поменялся кардинально. Здесь появились новые участники, притом их количество значительно увеличилось. В разы возросла и конкуренция.

Определенную роль сыграло и вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Открылись границы, пусть еще не настолько широко. Самый крупный из зарубежных конкурентов — это, безусловно, Китай. Это, пожалуй, самый главный сегодня игрок на рынке. Производители из этой страны сегодня присутствуют во всех отраслях и очень активно работают в машиностроительной отрасли. В насосостроении это также крайне заметно.

Два года назад на рынок активно пошли китайские электродвигатели. Было довольно много нареканий по техническим дефектам. Все относились к таким изделиям с опаской. Были недовольства со стороны покупателей, заказчиков. Сегодня китайские электродвигатели уже повсеместно присутствуют на рынке. Хотя, надо сказать, проблемы по качеству остаются.

Вместе с тем, активно развивается и сам рынок насосной продукции. Если раньше в основном изготавливались насосы для перекачки питьевой и технической воды, то сегодня уже появляется продукция для перекачки тех или иных агрессивных сред — химически активных жидкостей. В этом направлении китайская продукция пока не соответствует предъявляемым нашей промышленностью требованиям.

— Отечественные предприятия, и в частности ваш завод, — проверенные предприятия, с опытом работы, хорошей репутацией, техническими гарантиями. И, тем не менее, есть определенные проблемы...

— Китайская продукция по конструктивным особенностям аналогична тому, что производится у нас. Однако такие изделия у китайских производителей стоят в три, а то и в четыре раза дешевле. Хотя качество товаров нашего профиля из Поднебесной пока не соответствую заданному качеству.

— Вопрос в цене?

— В цене и больше ни в чем. Небольшие коммерческие структуры, частники покупают китайскую продукцию такого профиля. Но когда речь идет о крупных предприятиях или, о каких-то технологически сложных промышленных объектах, то здесь во главу угла ставятся уже наше качество и надежность.

Работать в новых условиях

— Слышал, что ваш завод имеет довольно много наработок, касающихся снабжения структур МЧС?

— Да, еще лет 8 — 10 назад мы начали прорабатывать проекты по изготовлению передвижных насосных установок с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Несколько опытных и даже серийных образцов были отправлено в структуры МЧС. Мы отслеживали их работу в условиях контрольной эксплуатации. О нашей продукции получили достаточно хорошие отзывы. То есть целая цепочка различных изделий такого рода у нас разработана и хоть сейчас готова к серийному выпуску для работ на территориях, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

— Как вы оцениваете рынок стран СНГ. Есть ли потребность у государств бывшего соцлагеря в такой профильной продукции? Каковы особенности работы на этом рынке?

— Мы стараемся удовлетворить все запросы наших покупателей, заказчиков.

Потребности в нашей продукции, безусловно, есть. Оценка качества катайской продукции всегда на высоком уровне. Она востребована на рынке стран СНГ, и мы успешно работаем с нашими партнерами из этих республик. Однако и там покупатели стараются ориентироваться на более дешевые предложения, и опять, как правило, с китайской стороны.

Да, надо смириться с тем, что на рынке появился новый игрок в лице предприятий Китая. И надо учиться работать в новых условиях, при этом не потеряв высокую марку качества своих изделий. Сохранить это качество на том уровне, на котором оно должен быть и сегодня существует в рамках принятых норм и стандартов.

Оптимизация производства

— Чтобы успешно конкурировать на рынке, предприятия оптимизируют производственную базу?

— Безусловно. У нас есть программа оптимизации производственных процессов, направленная на уменьшение себестоимости продукции. Эта программа касается модернизации производства, направленной на автоматизацию технологических процессов.

Довольно много работы мы провели по реализации проекта энергосберегающих технологий. Речь идет о развитии собственной энергетической базы. Поставили газопоршневую станцию германского производства, которая сегодня вырабатывает электроэнергию для нужд предприятия. Это дало большой экономический эффект. К примеру, если раньше мы платили по четыре рубля за кВ/час, то сегодня наши расходы составляют 98 копеек. Разница, как видите, очень значительная, что сказывается на экономических показателях завода в положительную сторону.

Кроме того, у нас работала котельная, которая и отапливала завод, и обеспечивала потребности города в пропорции 30 на 70 процентов соответственно. Но в связи с тем, что город практически перестал рассчитываться с заводом (долги только по одному отопительному сезону составили около 50 млн рублей), руководством предприятия было принято решение реализовать эту котельную, передав ее другому собственнику. Взамен была построена эта новая, современная котельная. Уже в начале октября котельная заработает в рамках проектной мощности. Расходы на производимое тепло окажутся два раза меньше.

Завод активно занимается техническим перевооружением собственных мощностей в рамках принятой программы. Это касается обрабатывающего и особенно литейного производства. Новый чугунолитейный цех строится с прицелом на дальнюю перспективу. Здесь будут смонтированы современнейшие плавильные агрегаты и сопутствующее оборудование. Модернизацию ведем в основном собственными силами. Специалисты высокого уровня у нас есть.

По плану осень текущего года в новом цехе пройдет первая плавка.

Дилерская сеть

— У предприятия довольно обширная дилерская сеть.

— Это и требование времени, с одной стороны, и поддержание уже налаженных партнерских отношений — с другой, и выход на новые рынки сбыта.

В нынешних условиях продавать продукцию непосредственно с завода не всегда удобно. Поэтому наша продукция сегодня представлена практически в каждом регионе нашим дилерским центром или представительством. У таких центров есть региональный склад, где находится наша продукция. Одновременно мы работаем с частью наших дилеров в области взаимных поставок. Из регионов нам поставляют некоторые комплектующие, а мы, в свою очередь, отгружаем в эти центры уже готовую продукцию. Другая часть дилеров работает на чистой продаже по прямым договорам.

Кроме того, у нас налажены хорошие связи с московскими заводами по части поставок комплектующих.

Научно-техническую поддержку заводу оказывает НПО «Гидромаш», которое, как и мы, входит в многопрофильный концерн. На заводе работает и собственный конструкторский отдел, также занимающийся модернизацией изделий.

Главное — стабильность

— Андрей Владимирович, что можно сказать о социальной политике, которая реализуется на предприятии?

— Завод — градообразующее предприятие. Катайск — небольшой город, и на предприятии работают и трудовые династии, и семьи. Есть свои большие традиции, которые мы сохраняем. Социальные гарантии — это неотъемлемая часть развития и завода и всего города.

На заводе работает свой Совет ветеранов, руководители и представители которого активно помогают нам проводить социальную политику, направленную на поддержку наших пенсионеров. На сегодняшний день заводских пенсионеров числится более 1300 человек, людей, которым мы постоянно оказываем ту или иную поддержку. Для сравнения: это больше, чем численный состав предприятия (на заводе работает порядка тысячи сотрудников).

Завод сохранил и развивает собственную здравницу — санаторий-профилакторий «Сосновый бор» с очень хорошей лечебной базой. Все желающие сегодня могут позволить себе отдыхать также в разных точках России и за рубежом.

О росте уровня благосостояния населения, сотрудников завода говорит и тот факт, что сегодня в городе и его пригородах очень активно развернулось частное жилищное строительство. Возводят небольшие дома, коттеджи. Благо разнообразие строительных материалов сегодня позволяет строить, образно говоря, как хочешь и из чего хочешь.

— Положение с кадрами — как вы оцениваете эту позицию?

— На сегодняшний день у нас почти три десятка молодых людей целевым направлением и самостоятельно обучаются на отраслевых специальностях в вузах и еще 40 человек — заочно в техникуме.

На заводе работают и так называемые семейные подряды. Могу сказать, что основной костяк у нас остался. Люди понимают, что предприятие работает стабильно, на перспективу, модернизируется. Заработная плата выплачивается без задержек (средний уровень — порядка 17 тысяч рублей). А от добра, как говорят, добра не ищут.

Да, хотелось бы сделать уровень зарплаты повыше, но сегодня на предприятии идет техническое перевооружение, и пока мы работаем в режиме экономии. Коллектив это прекрасно понимает.

Пользуясь случаем, хочу поздравить заводчан, своих коллег, наших партнеров с наступающим профессиональным праздником. Машиностроители всегда были и остаются одним из флагманов развития национальной экономики. И сегодня завод доказывает это, проводя, по сути, коренную модернизацию собственных мощностей.

Хочется пожелать всем личного счастья, крепкого здоровья и благополучия.

ДЛЯ СПРАВКИ

Потребителями продукции «КНЗ» являются «Газпром»; «Роснефть»; «Салаватнефтеоргсинтез» г.Салават; «Нижнекамскнефтехим» г. Нижнекамск; «Азот», «Кокс» г.Кемерово; «Русал»; «ТатНефть», «БашНефть», «ЛукОйл»; «Казцинк» Казахстан; «Запорожсталь» Украина; «Навои» Узбекистан; «ГродноАзот» Беларусь и многие другие предприятия.

Продукция соответствует высоким требованиям по экономичности, экологической безопасности, надежности, максимально адаптирована к российским условиям эксплуатации, требует минимальных затрат на обслуживание.

КСТАТИ

В 1971 году заводу первому в Курганской области был присвоен государственный знак качества.

«КНЗ» неоднократный лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».