Премия Рунета-2020
Челябинск
+5°
Boom metrics
Звезды27 марта 2024 2:00

С волшебной палочкой в руке: как «музыкальный волшебник» вернул Челябинску симфонический оркестр

История Адика Абдурахманова — создателя челябинского симфонического оркестра
Для Адика Абдурахманова музыка была самой жизнью. Фото: Челябинская филармония

Для Адика Абдурахманова музыка была самой жизнью. Фото: Челябинская филармония

На пороге 2020-х гг. в культурной жизни Южного Урала свершилось эпохальное событие. После очень долгого, более чем 60-летнего перерыва, в 2019 году в челябинской филармонии был вновь создан полноценный симфонический оркестр.

Возглавил его прославленный дирижер, заслуженный артист России и почетный гражданин Челябинска Адик Абдурахманов. Стать во главе симфонического оркестра в родном городе было его мечтой, к которой он упорно шел четверть века, объездив за это время полмира со своим камерным коллективом «Классика». Но всего через пять лет после того, как мечта сбылась, 19 февраля этого года маэстро скоропостижно ушел из жизни.

Адику Абдурахманову мы решили посвятить финальный аккорд нашего большого цикла «Декады и герои: Южный Урал» к 90-летнему юбилею Челябинской области, в который вошли рассказы о людях, дела которых прославили наш регион на всю Россию и за ее пределами.

Фото: Егор ИВЛЕВ

Адик Абдурахманов родился в Челябинске 16 января 1962 года. В детстве, как это часто бывает, он задумывался совсем не о том, что потом превратится в дело всей жизни — мечтал стать военным летчиком, с утра до ночи играл в хоккей. На музыкальную стезю Адика направил старший брат — студент Ленинградской консерватории. По его настоянию младшего записали в музыкальную школу №1, специальность тоже была, как у старшего — флейта. Но, в отличие от многих, кого не по своей воле отдают в разные секции, кружки и школы, Адик музыку полюбил на всю жизнь. После школы — Челябинское музыкальное училище, а после него, как и у старшего брата — Ленинградская консерватория.

Едва поступив в музыкальный вуз, молодому флейтисту улыбается первая большая профессиональная удача. Студент-первокурсник занимает первое место на 1-м Всероссийском конкурсе исполнителей-духовиков, который проходил в 1983 году. По признанию Адика Аскаровича, это было тогда все равно, что сейчас стать лауреатом-международником — исполнительские конкурсы тогда проводили очень редко, отбор и конкуренция были жесточайшими и первое место мгновенно сделало его высококлассным профессионалом в глазах коллег по цеху.

Адик Абдурахманов (второй справа в первом ряду) во время службы в военном оркестре в Ленинграде, 1980-е гг. Фото из архива Вадима Левенкова

Адик Абдурахманов (второй справа в первом ряду) во время службы в военном оркестре в Ленинграде, 1980-е гг. Фото из архива Вадима Левенкова

Буквально сразу после выпуска из консерватории Адик Абдурахманов отправился служить в Советскую армию. Талантливого музыканта оставили в Ленинграде, в военном оркестре — многие там, как и он, были лауреатами престижных конкурсов. Служба по профилю во «второй столице» дала ему возможность познакомиться с работой многих знаменитых европейских оркестров, приезжавших в СССР на гастроли.

После армии Адик Абдурахманов вернулся в Челябинск. Рассчитывал на полгода — а остался навсегда. В последующие годы он не раз жалел о том, что не остался в Ленинграде (скоро ставшем Петербургом), где зарплаты у артистов были выше, им там выделяли жилплощадь. Известный музыкант лишь к 50 годам обзавелся собственным жильем — ипотечной квартирой в Челябинске…

К началу 1990-х музыкант уже давно работал в оркестре челябинского театра оперы и балета. Обстановка там была «застойная»: играешь хорошо – хорошо, играешь плохо – тоже хорошо. Преподавал в музыкальном училище в Челябинске и в консерватории в Екатеринбурге: многие его ученики стали впоследствии заслуженными музыкантами, разъехались по всему миру. Но творческая энергия требовала выхода. И Адик Абдурахманов собрал из знакомых музыкантов камерный коллектив — и чтобы не «засохнуть» профессионально, и чтобы заработать какую-то копейку. А с деньгами тогда было тяжело, особенно в сфере культуры: маэстро работал на пяти работах. С 1994 года берет начало история камерного оркестра «Классика», из которого четверть века спустя «вырастет» областной симфонический оркестр.

Адик Абдурахманов и камерный оркестр «Классика» в старом здании Челябинского зала органной музыки (ныне храм св. Александра Невского), 1990-е гг.. Фото из архива Александра Быстрова

Адик Абдурахманов и камерный оркестр «Классика» в старом здании Челябинского зала органной музыки (ныне храм св. Александра Невского), 1990-е гг.. Фото из архива Александра Быстрова

— Я начал придумывать концерты, много работал в филармонии, порой в месяц было по четыре концерта с совершенно разными программами. В Челябинске в то время было много выпускников разных консерваторий, кто-то Петрозаводскую консерваторию окончил, кто-то Новосибирскую..., все они умирали от отсутствия творчества. Так появился камерный ансамбль, потом камерный оркестр, — вспоминал маэстро в интервью КП-Челябинск.

Позднее Адик Абдурахманов понял — если бы он остался тогда в Петербурге, он бы хорошо зарабатывал, ездил бы на гастроли, но никогда не создал собственный оркестр, где смог бы в полной мере реализоваться, как творец. Музыкант снова сел за парту — поступил на дирижера в Уральскую консерваторию. И от членов своего коллектива требовал расти в профессиональном плане.

Так постепенно дело дошло до зарубежных гастролей — с «Классикой» Адик Абдурахманов побывал не только в странах СНГ и Балтии, но и в Швейцарии, Австрии, Германии, Словении, на Мальте, в Китае. Многие выдающиеся российские и зарубежные певцы и исполнители поработали с челябинским оркестром. Пожалуй, наиболее продуктивным оказалось знакомство Адика Абдурахманова с пианистом Денисом Мацуевым, который много поспособствовал тому, чтобы в Челябинской области появился симфонический оркестр.

Адик Абдурахманов и Денис Мацуев.

Адик Абдурахманов и Денис Мацуев.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Без собственного большого симфонического музыкального коллектива Челябинская филармония прожила более 60 лет — с тех пор, как в 1956 году оркестр был упразднен, а его музыканты — распределены в коллектив оперного театра. Первый шаг к возрождению был сделан, когда оркестр «Классика» стал штатным коллективом Челябинской филармонии — но длительное время не было финансирования, чтобы развернуть по-настоящему широкую работу.

С мертвой точки дело сдвинулось в 2019 году: решение возродить симфонический оркестр в Челябинской области и выделить финансирование на него принял губернатор Алексей Текслер. Основу оркестра составила струнная группа «Классики», но прослушивания ее музыканты проходили на общих основаниях, с коллегами со всей России. В ноябре того же года Государственный симфонический оркестр Челябинской области впервые выступил перед публикой — в Санкт-Петербурге, на VII Международном культурном форуме. Солистом был Денис Мацуев, а дирижером — Адик Абдурахманов. Подлинно уральские терпение, упорство, трудолюбие: именно эти качества позволили маэстро довести работу до конца за сравнительно короткий срок.

— В оркестре 100 человек-музыкантов с высшим образованием, это стоглавый змей, с которым нужно найти общий язык. Это достаточно сложно. С одной стороны, нужно быть учителем, с другой стороны – психологом, а иногда приходится быть диктатором, — рассказывал руководитель коллектива про свою работу, — В 60 лет я стараюсь быть таким же, каким я был 30 лет назад, когда был молодым музыкантом. Конечно, появилось больше понимания, больше ответственности: за музыкантов, которые рядом со мной, за то, что я делаю. Сейчас я не могу себе позволить выходить на публику без тщательной подготовки: нужно держать планку. Здесь хорошо работает опыт: один раз исполнил так, второй раз – по-другому, а на третий раз – поймал именно то исполнение, которое нужно.

В январе 2021 года челябинский симфонический оркестр впервые выступил на одной из самых авторитетных московских площадок — в концертном зале в Зарядье, в двух шагах от Кремля. Концерт стал традицией, в следующем январе с челябинским оркестром выступила оперная дива Аида Гарифуллина, которая на следующий год сама приехала в Челябинск и спела с коллективом Адика Абдурахманова для горожан на фестивале у памятника Курчатову. За пять лет руководства дирижер вывел челябинский оркестр в число лучших региональных симфонических коллективов страны.

Челябинский симфонический оркестр в концертном зале «Зарядье». Фото: Челябинская филармония

Челябинский симфонический оркестр в концертном зале «Зарядье». Фото: Челябинская филармония

Настоящим шоком для культурной сферы Челябинской области стало 19 февраля 2024 года. В этот день Адика Абдурахманова не стало — обширный инфаркт остановил большое и доброе сердце. За пару дней до этого дирижер напутствовал на сцене зала камерной и органной музыки «Родина» участников своего нового проекта — Молодежного камерного струнного оркестра Челябинской филармонии. А буквально накануне смерти он посетил концерт Московского государственного симфонического оркестра.

— Он так ждал это событие – это была его мечта. В тот Адик день был весел и добр как обычно, — рассказывали КП-Челябинск коллеги артиста, — В последнее время он был полон энергии, у него был настоящий творческий подъем...

На церемонии прощания с дирижером, которая проходила в концертном зале имени Прокофьева, губернатор Алексей Текслер заявил, что в Челябинске увековечат память Адика Абдурахманова. Что это будет — мемориальная доска, памятник или даже названная именем улица, — мы пока не знаем. Но точно можно сказать: пока звучит музыка, которая была для дирижера всей жизнью, пока коллектив-детище Адика Абдурахманова знакомит публику в Челябинске и других городах России с шедеврами русской и мировой классики, память о маэстро будет жива.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Подписывайтесь на нас во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Следите за важными событиями в «Яндекс.Дзен» и «Телеграме».

Присылайте новости на Viber и WhatsApp по номеру: 8 904 934-65-77 или на почту kpchel@phkp.ru.