Премия Рунета-2020
Челябинск
+18°
Boom metrics
Общество7 января 2018 1:00

Челябинск изменится, когда у чиновников заберут машины

Урбанист Лев Владов рассказал, чего боится власть, когда Челябинск догонит Москву и как победить убежденных автомобилистов
В начале проекта Лев объявил, что если ему не удастся изменить Челябинск, он уедет из города.

В начале проекта Лев объявил, что если ему не удастся изменить Челябинск, он уедет из города.

Фото: Андрей АБРАМОВ

«Челябинский урбанист» появился в августе 2017 и за пару месяцев сумел хорошенько тряхнуть город. Его идеи просты, но в Челябинске они звучат как некое откровение: сужать дороги, возвращать тротуары, вводить платную парковку. Долой заборы, закопать подземные переходы, вернуть «зебры».

Лидер движения Лев Владов всю жизнь прожил в Челябинске. Окончил архитектурно-строительный факультет и подался в местную стройиндустрию.

— Никто не хотел быстро и хорошо работать. Я вкидывал предложения, но в ответ слышал: «Лев, поумерь амбиции, либо поезжай в Москву». Так я занялся бизнесом — сервис по ремонту IPhone. Подустал от этой сферы и продал дело. Отправился путешествовать по Европе. На велосипеде проехал из Франции в Италию. За 500 км ни разу не поднял колесо, чтобы на бортик запрыгнуть. Вернулся и понял, что в Челябинске все очень плохо, — рассказывает активист.

КАК ПОЯВИЛСЯ УРБАНИСТ

— Писал у себя на страничке VK заметки про обустройство города. Понял, что их стало слишком много и создал группу. Первые посты были про вездесущие челябинские заборы. Думал, может меня одного это парит? Оказалось, что и другие горожане обеспокоены. Символом группы стал мужик с барсеткой, который говорит по мобиле и прыгает через лужу на фоне рекламного баннера — типичная челябинская реальность.

РАДИ ЧЕГО

— Миссия — объяснить человеку на пальцах: почему так обустраивать город хорошо, а по-другому — плохо. Но мало просто болтать, надо еще и показывать пример. У нас две функции — образовательная и конкретные изменения Челябинска. Мы хотим сделать так, чтобы челябинцы могли повлиять на ситуацию в городе в два клика. На поток жалоб чиновники хорошо реагируют. Люди увидят это и начнут управлять своим городом. Хочется, чтобы люди включались в работу. Начали со своего дома, ЖЭКа. Наводите активность во дворе и понемногу мы изменим жизнь Челябинска.

Появились подражатели из других регионов. Видел «Уфимского урбаниста», «Миасского урбаниста». Пока они только пытаются вдохновить горожан на активность. Но идея ничего не стоит, главное — ежедневое впахивание.

КТО В КОМАДЕ

— Около 15 человек постоянно. Другие приходят время от времени. Не все могут сидеть в штабе, но готовы помогать. Например, есть бизнесмен. Ему 35 лет и у себя на работе он большой босс, а здесь с удовольствием спрашивает: «Что делать?».

Мало архитекторов-профессионалов. Те ребята что есть, только закончили универ и им не хватает набитой руки. Пока зима, занимаемся более сложными проектами: проектирование, транспортная аналитика. Не осознаем, что это какая-то работа, скорее общее интересное дело. Приходим в семь вечера и сидим до двух ночи — потом по домам.

ПРО ДЕНЬГИ

— Мы собираем около 50 тыс. руб. в месяц. Горожане присылали на конкретные проекты и просто чтобы поддержать нас. Это здорово, но недостаточно, чтобы мы могли посвятить все свободное время проекту. Сейчас я один живу за счет личных накоплений, остальные ребята работают. Поэтому мы уже давно достигли пика производительности, и делать больше и быстрее пока не можем.

Хотел бы иметь возможность нанять несколько проектировщиков на зарплату. Чтоб каждый день занимались конкретным проектом. Здорово, если бы нашлось несколько спонсоров, которые бы закидывали нам по десять тысяч в месяц. Мы бы превратили эти деньги в фонд оплаты труда. Хотели бы, чтобы нам платил город. Ведь он очень сильно выиграет от наших разработок в ближайшие пять лет.

ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ

— Идеи рождаются спонтанно во время прогулок по городу. Потом не могу уснуть, пока не возьмусь за дело. Так произошло с коммуникационными шкафами. Ржавая обклеенная чушь на центральных улицах — дикость. Так мы стали собирать деньги на покраску ящиков. Удалось преобразить около 20 шкафов. В следующем году продолжим эту экспансию добра.

Ржавые будки с проводами в центре города превратили в арт-объекты.

Ржавые будки с проводами в центре города превратили в арт-объекты.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Проект литературного сквера у Публички. Решил показать людям, что такое тактический урбанизм. Кинул клич в группе, собрал народ. Закупили паллеты и за пять вечеров построили скамейки, клумбы. Мы потратили 30 тыс. руб., библиотека потратила на дорожку из гравия — полмиллиона.

Сейчас уже не интересно понижать градус сложности. Единожды поняв решение, хочется идти дальше. Это как сидеть рядом с человеком, который гадает кроссворд и не знает слова, а ты можешь ему подсказать.

КАК ПОБЕДИТЬ ЗАКОРЕНЕЛЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ

— Машина в городе — камень преткновения. Убежденным автомобилистам нужно раз за разом объяснять свою позицию. Это как сделал в подъезде стеклянную дверь — ее разбили. Вместо того, чтобы сделать железную, опять ставь стеклянную. Так до тех пор, пока людям не станет понятно, что система не будет работать по-другому.

Проблема в том, что администрация передвигается на авто. Вот бы обязать их ездить на общественном транспорте и ходить пешком. Ведь ощущение от пребывания в городе резко противоположно. Я тоже долго ездил на машине и меня не парила городская среда. Мне нравились широкие дороги и съезды, отсутствие пешеходов. Как только начал ходить, я стал видеть жестокие проблемы. Но те, кто может их решить, даже не знают о них, потому что сидят в машине. Пока чиновники не начнут гулять, то ничего не изменится.

Когда последний раз наши большие чиновники встали на площади Революции в пять часов вечера и попытались влезть в автобус? Не уверен, что они знают, какие маршруты идут до их дома. А транспорт — это кровь города. А у нас это пятно на мэрии. Что страшнее — я не понимаю ее планов на транспорт. Позитивных изменений нет давно, количество маршруток зашкаливает.

ПОЧЕМУ ПЛОХО РАБОТАЮТ ЧИНОВНИКИ

— Каждый день себя спрашиваю, в чем причина "Левиафана" в стране? Я много хожу к чиновникам. Они говорят, что очень переживают за город и хотят его развивать. Однако не всегда видны усилия. Во-первых, им не хватает энтузиазма. Многие наши управленцы выходцы из Союза: они работают в рамках и боятся инициативы. Они изучены системой и просто делают то, что от них требуется не больше не меньше. Если сделают больше, то коллеги начнут подозревать что-то.

Многие решения они принимают, потому что искренне считают, что так надо. Например, заборы — это красиво и безопасно. На деле же, там, где есть ограда — не хочется гулять. А от лихача, который вылетел на тротуар, она не спасает.

«Вырвиглазные» детские площадки ставят, потому что думают — это единственным способом избежать серости во дворах. Этот колхоз они будут и дальше городить, потому что считают его красивым. Они бы и хотели по-другому, но не умеют.

Не хватает свежей крови в администрациях. Люди, которые готовы иметь собственное мнение, оставаясь в системе. Хотя есть и внешние проблемы. Например, главы районов указывали мне, что мешают федеральные законы, решения гордумы.

В нашей администрации хорошие люди, но у них уже сформировались свои взгляды на жизнь, и они не готовы их менять. Значит и мы не сможем протолкнуть новые идеи.

ЧЕГО БОИТСЯ ВЛАСТЬ

— Различайте чиновников и политиков. Первому главное, чтобы к несу не пришли органы. Чиновники боятся трех вещей: прокуратуры, счетной палаты и ФАС. Глава района, города — невыборные должности. На мнение народа им плевать. А политикам, депутатам — наоборот важно. Получается патовая ситуация: люди недовольны действиями одних, а важно это другим.

Городская администрация очень восприимчива к общественному мнению. Если резко ввести платные парковки — начнется бунт. Власти испугаются и закроются от инноваций на следующие пять лет. Поэтому нужно работать с общественным мнением.

КОГДА ЧЕЛЯБИНСК ДОГОНИТ МОСКВУ

— Любой город можно сильно изменить за три года. Многое делается плохо, просто потому что халатно. На чугунные заборы на проспекте Ленина потратили восемь миллионов. Вдоль центральных улиц на эти деньги могли посадить деревья. Или сделать тротуар там, где его съела дорожная революция. Но внимание администрации обращено не на те вещи. Где можно ленточку перерезать и сказать: «Вот, сделали!». Я об этом публично говорил им на заседании правительства. Давайте делать вещи, которые не покажешь по телеку: заниженные бортики, ставить хорошие остановки.

Москва — это не собянинские решения сужать дороги и делать тротуары. Это молодые проектировщики лоббируют решения делать выделенные полосы, остановки и т.д. Там хорошо настроен муниципалитет, а где-то царит старперский дух. Проблема инертности власти повсеместная для страны. Это отголоски советского прошлого: делать все по плану, не перегонять. Люди просто следуют правилам и не читают ничего нового, мало занимаются самообразованием. Должны поменяться поколения и во власть прийти люди, которые поймут: если ничего не делать, то ничего не изменится.

Где погулять в Челябинске: Кировка да городской бор. В Москве постоянно открывают новые скверы. Хотя мы всего лишь в пять раз меньше столицы, а население там больше в 15 раз. У нас большой хороший город, в котором можно благоустроить много мест. Но чтобы это сделать придется принимать сложные волевые решения. Ведь народ многое может не понять. Например, нам срочно нужно делать выделенные линии для транспорта, несмотря на то, что его мало. Но когда люди увидят, что по «выделенке» троллейбус едет быстрее — они сядут в него, а значит инвестируют.

Литературный сквер сделали у публичной библиотеки.

Литературный сквер сделали у публичной библиотеки.

Фото: Валентина ВАГАНОВА

ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ

— В следующем году можно принять много важных решений. Скорость принятия повлияет на то, как быстро мы станем похожи хотя бы на Екатеринбург. Для властей я шанс делать бесплатные проекты. Дайте только помочь, и мы сделаем. Думаю, пока эта игра им интересна. А недавно еще и Минстрой посоветовал южноуральским властям прислушиваться к нам. А там сейчас работают молодые 30-летние технократы и они хотят делать хорошие вещи. Поэтому мы заручились мясистой поддержкой.

Сейчас мы на правильном пути, люди поддерживают нас, закидывают идеями. Мы стали городской службой поддержки, которая подсказывает всем куда нужно обратиться. Люди постоянно пишут. И это не закончится, даже когда мы выпустим учебники. Поэтому планируем сделать бота, который в интернете ответит на вопросы горожан, выдаст ссылки и номера телефонов. Возможно, это удастся сделать на сайте администрации. Пока что у них сайт не очень информативный и понятный.

УЕЗЖАТЬ ЛИ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА

— Не хочу быть ни чиновником, ни политиком. Делать мир лучше можно без этого. Можно быть общественником и тоже влиять на жизнь города. Мы как СМИ — четвертая власть. Можем написать о проблеме и на следующий день о ней заговорят.

В начале «Урбаниста» я сказал, что если не смогу изменить Челябинск, то уеду из него. За полгода работы я настроен позитивно. Испытываю большое удовлетворение. Многое можно изменить конкретными предложениями и поддержкой горожан. Мы хотим сделать так, чтобы на публичные слушания ходило много людей, которые лоббировали правильные идеи развития городской среды.

Лев часто выступает на радио 95,3 FM.

Лев часто выступает на радио 95,3 FM.

ПЯТЬ ДОСТИЖЕНИЙ УРБАНИСТА ЗА ГОД

1. Выступление в Москве перед чиновниками со всей страны и семинар для районных властей Челябинска.

2. Запустили бурное обсуждение жизни города: начали разбираться не только в хороших машинах, но и хороших улицах.

3. Договорились с председателем городской комиссии по благоустройству Челябинска, что урбанисты примут участие в разработке общественных пространств в будущем году.

4. Литературный сквер.

5. Раскрашенные шкафы.

ПЯТЬ ПЛАНОВ НА 2018 ГОД

1. Создание тестовой сети велодорожек. Попытаемся проллобировать отсечение части дорог в пользу велотранспорта. Не нужно говорить, что у нас нет велосипедистов. Сначала сделаем инфраструктуру для них, а там посмотрим.

2. Создание выделенных полос для транспорта. Мы последний город-миллионник, где не таковых.

3. Создание карты городских проблем с рейтингом районов.

4. Сделать навигацию в городе: стенды, которые показывают маршруты для прогулки, достопримечательности.

5. Разработка фирменного стиля челябинских остановок: стиль, шрифт и новая трамвайная схема. Ее сделали ребята, которые рисовали московское метро.