Общество5 сентября 2021 7:00

«Алло, это полиция!»: какие схемы придумывают телефонные мошенники в Челябинске

И как сохранить свои деньги
Мошенники с каждым разом все изобретательнее

Мошенники с каждым разом все изобретательнее

Фото: Евгения ГУСЕВА

С каждым днем телефонные мошенники в Челябинске придумывают все новые схемы обмана. Главная их цель настолько напугать и запутать человека, чтобы он добровольно выболтал личные данные о счетах или даже самолично перевел деньги преступникам. В последнее время их «приемы» становятся все агрессивнее. Рассказываем о трех способах развести на деньги и том, стоит ли вообще вести разговоры с мошенниками.

СХЕМА ПЕРВАЯ: ЗАПУГИВАЮТ

— Алло, вам звонит следователь полиции Ивашкин. Анна Ивановна Васильева? У вас со счета мошенники пытались снять деньги. Вы сможете сейчас — в течение получаса — подойти в отделение полиции?

Именно так пытались «развести» мошенники нашего журналиста. Это, кстати, что-то новое. Звонят, как правило, ближе к концу рабочего дня, обозначают короткие сроки и говорят, что срочно-срочно нужно решить вопрос — иначе останетесь без денег. У нас к блюстителям власти определенный пиетет, вдолбленное поколениями абсолютное доверие, поэтому на такой прием легко попасться. А так как время рабочее заканчивается (звонят, как мы уже писали, вечером), то сверить данные (паспорт, номер карты и даже секретный код) предлагают прямо сейчас — по телефону. Лучше всего — перевести деньги на другой, безопасный счет, который мошенники называют. Отказываетесь? Тогда зловещим голосом обещают, что вы потеряете все деньги, что вас накажут за отказ от сотрудничества и многое другое. Кстати, иногда представляются сотрудниками Банка России. Если вы не знаете, то это государственный регулятор, он контролирует работу банка, но сам ни кредиты, ни вклады не выдает. И никогда, никогда не звонит гражданам! Иногда звонят из прокуратуры, пугают заведенным на вас уголовным делом или жалобами.

Но чаще всего мошенники пугают тем, что на вас пытаются оформить кредит или получить доступ к счету. Представляются сотрудниками банка. Так недавно попалась 76-летняя челябинка. Она сняла 550 тысяч рублей со сберкнижки (причем за несколько раз) и перевела их на номера мошенникам. А позже ей позвонили снова — сказали, что на нее пытаются оформить кредит. А чтобы его аннулировать, надо взять новый и перевести деньги на резервный счет. Так женщина отдала еще 160 тысяч рублей. В ГУ МВД настойчиво напоминают — «безопасных» счетов не существуют: если вас принуждают взять кредит или перевести деньги, то это мошенники.

СХЕМА ВТОРАЯ: ПРЕДЛАГАЮТ ЛЕГКИЙ ЗАРАБОТОК

— Здравствуйте, Алексей Сергеевич! Вам пытаются перевести деньги, мы подозреваем, что это мошенники, — представляется якобы сотрудник банка. — Вы знаете Ивана Сергеевича Новосельцева? Странно, давайте уточним данные карты. Вы подтверждаете перевод?

Когда речь идет о том, что не у вас пытаются увести деньги (к этому мы немного привыкли), а вам делают перевод, вроде бы уже не так сомнительно, правда? Поэтому южноуральцы могут легко рассказать и о своих счетах, согласиться перевести некую «комиссию» за получение этих случайных денег на левый счет. Но если начать уточнять подробности, связаться со своим банком — все станет понятно: это мошенники.

Еще один психологический нюанс, который часто стали использовать мошенники — желание легко заработать. Так, не так давно житель Кыштыма отдал мошенникам почти миллион рублей. Как рассказали в ГУ МВД по Челябинской области, 45-летнему мужчине позвонил неизвестный и представился менеджером брокерской компании. Он предложил ему заработать через инвестиционную платформу. Конечно, пострадавшего это заинтересовала, тем более он видел рекламу этой компании в интернете. Карабашцу надо было зарегистрироваться на сайте и пополнить счет на определенную сумму, потом на него стали поступать якобы заработанные им деньги. С помощью брокера мужчина «покупал» различные акции, вновь и вновь пополняя счет. Когда вложенная сумма превысила 1,2 млн рублей, а вернуть он их не смог — понял, что нарвался на мошенников.

Еще одна история произошла в Копейске. 48-летней местной жительнице позвонил мужчина и предложил дополнительный заработок — мол, возьмешь кредит в банке, перечислишь на счет и будешь получать проценты от вложенных денег, проценты по кредиту будет платить его фирма.

— Женщина в течение трех месяцев в нескольких банках оформляла несколько кредитов и переводила на различные счета, в общей сумме 865 тысяч рублей. Не дождавшись обещанных процентов и получив от банков напоминание о необходимости погашения кредитов, копейчанка обратилась в полицию, — рассказали в ГУ МВД по Челябинской области.

СХЕМА ТРЕТЬЯ: ОБЕЩАЮТ ПОМОЧЬ

Еще один вид мошенничества — помощь в получении кредита. Так бывает, что банки в кредитах отказываются, а интернет пестрит объявлениями о готовности помочь. Вот только как — за вознаграждение. Но даже не это самое страшное, мошенники забирают не только комиссию, но и всю сумму взятого кредита. Как? Рассказали в полиции. 26-летняя жительница Коркино увидела в соцсетях комментарий о помощи в получении кредита, она решила узнать подробности. Ей прислали ссылку на «помощника», который рассказал: чтобы получить деньги нужно прислать фото паспорта, СНИЛС, регистрацию. Мол, за содействие женщина заплатит всего 5% от суммы, и обязательно пришлет фото банковской карты с обеих сторон. Полученные же деньги женщина должна была перевести на указанный мошенником счет. В итоге она оформила кредит на 160 тысяч рублей и перевела их мошеннику.

Как рассказали в Челябинском отделении ГУ Банка России, такие же «помощники» предлагают оплатить страховку для получения кредита, чтобы было подешевле.

Избежать потери денег можно, если придерживаться определенных правил. Первое - не разговаривать с мошенниками.

Избежать потери денег можно, если придерживаться определенных правил. Первое - не разговаривать с мошенниками.

Фото: Иван ПРОХОРОВ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗВОНЯТ МОШЕННИКИ

В региональном Банке России «Комсомолке» рассказали, что делать, если вам позвонили мошенники. Во-первых, запомните: настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают секретные реквизиты банковских карт: номер банковской карты, ее срок действия, имя и фамилию владельца и CVC-код с обратной стороны карты.

Никому не сообщайте логины и пароли к приложению или личному кабинету банка, коды из банковских уведомлений. Если на том конце провода их запрашивают — это повод задуматься.

— Мы не рекомендуем продолжать разговор по телефону, если он вызывает подозрения. Лучше немедленно прекратить общение и положить трубку. После этого о поступившем звонке желательно сообщить в свой банк, контакты которого указаны на оборотной стороне банковской карты или на его сайте. Так вы убедитесь, что с вашим счетом все в порядке. А банк направит поступившие сведения операторам сотовой связи для блокировки телефонных номеров мошенников, — прокомментировали в пресс-службе Отделения Банка России по Челябинской области.

МОЖНО ЛИ ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА «ДА» И «НЕТ»

О мошенничествах и способах его избежать в последнее время много пишут и говорят. Например, по Сети гуляет присказка, что в разговоре с мошенниками нельзя использовать слова «да» и «нет». Якобы преступник запишет разговор, а потом снимет все деньги, используя подтверждение команды голосом. Но на самом деле это может и не сработать.

— Одних только фраз: «да», «нет» или «подтверждаю» недостаточно для совершения каких-либо банковских операций, в том числе, для оформления кредита, — рассказала «Комсомолке» заместитель управляющего Отделением Челябинск Уральского ГУ Банка России Наталья Кузьмина. — Сейчас коммерческие банки собирают данные (изображение лица и голос) своих клиентов для передачи в Единую биометрическую систему (ЕБС). Для чего это нужно? В дальнейшем с помощью этой системы клиенты банков могут дистанционным способом открыть счет, перевести деньги с карты на карту или получить какую-то другую финансовую услугу. Но банковские операции «по голосу» можно осуществлять, только если клиент до этого посетил банк и прошел, так называемую, первичную идентификацию.

Как добавила Наталья Кузьмина, чтобы удаленно управлять счетом, нужно не только разговаривать своим голосом, но и указать логин и пароль, который вы указали при регистрации в Единой биометрической системе. А еще — показать в камеру лицо и назвать кодовое слово.

Получается, что одного только «да» не хватит для мошенников, поэтому бережно храните свои пароли, номера карт, а при малейшем подозрении — прекращайте разговор с мошенником.

КСТАТИ

Челябинск, по данным агентства Zoom Market, на 15 месте в рейтинге городов по активности телефонных мошенников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Таксист в Магнитогорске спас пенсионерку от мошенников

7 вопросов к полиции о телефонных мошенниках в Челябинской области

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru