Общество28 сентября 2021 4:15

Проекты, которые потеряла Челябинская область: как провалились масштабные задумки, которые должны были поднять экономику региона

Изучаем, что пошло не так с точками роста, и есть ли еще шанс у региона совершить рывок
Делко не все задуманное удалось воплотить в жизнь. Фото: Кирилл Садыков, Ирина Фадюшина, пресс-служба ВСМ, Андрей Абрамов

Делко не все задуманное удалось воплотить в жизнь. Фото: Кирилл Садыков, Ирина Фадюшина, пресс-служба ВСМ, Андрей Абрамов

В разное время при разном руководстве в Челябинской области задумывались масштабные и амбициозные проекты по развитию региона. Их реализация должна была улучшить экономическое состояние региона, привлечь инвесторов и построить в столице Южного Урала новые объекты. На проекты и на их презентации выделялись миллиарды бюджетных средств. Но, увы — многие из них так и остались на бумаге. Рывка не получилось. Вспоминаем вместе с экспертами, что потерял регион за последние 20 лет и что хорошего из них еще можно использовать.

«УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ — УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ»: КОНЧИЛИСЬ ДЕНЬГИ

О стратегическом проекте социального и экономического развития УрФО «Урал промышленный — Урал полярный» впервые заговорили больше 20 лет назад. Как заявлял тогда президент России Владимир Путин, у Урала огромный промышленно-производственный потенциал, и его необходимо развивать. На совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа в мае 2005 года Владимир Путин отметил, что созрела необходимость в создании «принципиально новых подходов и привлекательных перспективных проектов, закладывающих прочный фундамент роста на десятилетия вперед».

— Данный проект предполагал создание нового уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, который обеспечивал бы развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности Уральского федерального округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала, строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры, — комментирует к.э.н, доцент кафедры «Экономика, финансы и управление» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Надежда Калмакова.

Предполагалось создать сеть транспортных магистралей, чтобы вывести Россию на мировые рынки сырья и продукции. Бывший тогда губернатором Челябинской области Петр Сумин говорил, что проект принесет несомненную пользу региону — будет востребована продукция наших металлургических и машиностроительных предприятий, а еще область обезопасит себя от заграницы. На тот момент Уральский регион покрывал потребность в меди на две трети, остальное — закупалось за рубежом. Освоение северных регионов и создание транспортного коридора должны были снять эту проблему.

Для управления проектом в августе 2006 года создали ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный», в 2012 году ее переименовали в ОАО «Корпорация Развития», а в 2015 году стало АО «Корпорация Развития». По словам Надежды Калмыковой, финансирование проекта в размере около 360 млрд руб. предполагалось за счет средств частных инвесторов, инвестиционного фонда РФ и бюджетных денег.

Из всего проекта Челябинской области достались только котельные. Фото: скрин сайта «Корпорация Развития».

Из всего проекта Челябинской области достались только котельные. Фото: скрин сайта «Корпорация Развития».

— Безусловно, реализация проекта «Урал промышленный — Урал полярный» открывала для экономики Челябинской области хорошие перспективы, в частности, снижение зависимости от импортного сырья, — добавляет Надежда Калмыкова

Сложности, по ее словам, начались с привлечения денег от частных инвесторов, которые не видели четкой регламентированной нормативно-правовой базы и не готовы были к таким длинным инвестициям.

— Бюджетное финансирование, требующее грамотного подхода к расходованию средств, было нестабильным и прекратилось в связи с несогласованностью действий власти, а также кризиса в экономике, — поясняет Надежда Калмыкова.

На сегодняшний день несколько проектов частично реализованы, но большая часть заморожена. Например, в 2012 году в Челябинской области построили 13 блочно-модульных котельных в рамках проекта модернизации котельных на территории областей-акционеров корпорации. Как говорится на сайте Корпорации развития, за период с 2012 по 2017 год количество неэффективных котельных в Челябинской области, подлежащих модернизации снизилось со 137 до 56.

ПРОЕКТ «БОЛЬШОЙ ЧЕЛЯБИНСК»: ОСТАЛИСЬ БЕЗ СПУТНИКОВ

В 2014 году в Челябинской области утвердили проект «Большой Челябинск», разработанный и.о. губернатора Борисом Дубровским. Проект агломерации тогда выиграл конкурс Минрегионразвития России среди 15 заявок от крупных городов. Он предполагал создание Челябинской агломерации, которая состоит из центра (Челябинск) и городов-спутников (Копейск, Сосновский и Красноармейский районы, Еткуль, Коркино и Еманжелинск). Соглашение об ассоциации «Большой Челябинск» подписали главы муниципалитетов, которые в нее вошли. Но реализовать его, как планировали за три года, не смогли. В 2016 году правительство региона утвердило схему территориального планирования Челябинской агломерации, рассчитанную на 25 лет.

— Мировой опыт показывает, что города-спутники — это самодостаточные населенные пункты со своей историей, специализацией, которые мало зависят от большого города и сами выступают ядром притяжения населения, — комментирует к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Анна Валерьевна Дубынина.

Всего у Челябинска должны быть пять городов-спутников, включая Копейск. Фото: Google maps

Всего у Челябинска должны быть пять городов-спутников, включая Копейск. Фото: Google maps

По ее словам, основной ролью городов-спутников должно было стать сдерживание маятниковой миграции в перегруженный центр региона, а также более равномерное распределение благ среди жителей Челябинской агломерации. В идеальном городе-спутнике местные жители должны почувствовать на себе соединение современных удобств города и преимущества жизни за городом — без дыма, шума, суеты.

И центр, и города-спутники по задумке должны были реализовывать единый план социально-экономического развития территории, оптимизировать транспортную инфраструктуру, формировать единую коммунальную систему. В агломерации должна быть единая политика охраны окружающей среды, единая служба охраны порядка и пожарной безопасности. Стандарты периферии нужно было вытянуть до уровня ядра агломерации — Челябинска.

— И, конечно же, главное следствие реализации проекта — это оптимизация бюджетных затрат и повышение инвестиционной привлекательности прилегающих к центру территорий,- добавляет Анна Дубынина.

Получается, сама идея проекта была очень привлекательной, но реализовать ее в том виде, как задумывалось, не удалось.

— Этому может быть несколько причин. Во-первых, необходимое условие становления агломерации — желание сотрудничать, исходящее снизу, а не из центра. Во-вторых, в маленьком городе не всегда можно создать хорошие рабочие места, чтобы люди захотели здесь жить. Также маленькие города не обеспечены в полной мере собственной инфраструктурой. В-третьих, сказалась и нехватка бюджетного финансирования, ведь города-спутники создают очень высокую нагрузку на транспортную инфраструктуру и на социально-культурные объекты, — говорит эксперт. — В-четвертых, недостаточная роль частного бизнеса, который можно было привлечь в агломерационный процесс на условиях частно-государственного партнерства.

Сказать, что в рамках проекта ничего не сделано, нельзя. Например, та же многострадальная транспортная реформа. Обновить маршрутную систему планировали давно. Было несколько проектов, последний согласовали — его реализация начнется в 2022 году. Изучить одобренную миндортрансом комплексную схему организации дорожного движения Челябинской агломерации можно здесь. Но уже сейчас в Челябинске меняют трамваи, автобусы и троллейбусы, ремонтируют трамвайные пути и переезды, меняют схему движения транспорта.

Сделаны шаги в части формирования единой коммунальной системы — создан челябинский кластер с единым регоператором по обращению с ТКО, который обслуживает Челябинск и близлежащие муниципалитеты.

Самая большая проблема поселка Западный в пригороде Челябинска - пробки на въезде в город. Фото: Google карты

Самая большая проблема поселка Западный в пригороде Челябинска - пробки на въезде в город. Фото: Google карты

Одна из основных задач Челябинской агломерации сделать так, чтобы прекратилась миграция населения из городов-спутников в центр. Для этого в городах должна быть создана соответствующая инфраструктура, решены вопросы с безработицей, развлечениями. Яркий пример — Сосновский район. Как мы писали ранее, за последние два года в Сосновский район переехало 12 тысяч челябинцев. Но инфраструктура в поселке Западный оставляет желать лучшего: ни качественных дорог, ни крупных предприятий, чтобы местные жители могли не выезжать за пределы поселка. Тем не менее здесь строятся объекты инфраструктуры, в том числе спорткомплекс с бассейном и футбольным полем.

— Это увеличит число рабочих мест в районе, но ненамного. Есть предложение перепрофилировать производственные площадки вокруг Челябинска с тем, чтобы дать бизнесу возможность при субсидировании региона создавать новые рабочие места и инфраструктуру региона. Сейчас там есть магазинчики и кафешки, через несколько лет должны появиться больницы и турагентства, — комментировал председатель совета директоров ГК «Компаньон» Арсен Унанян.

Но вопрос с перегруженностью дороги так и не решен — с началом учебного года дорога из поселка в Челябинск стоит в огромных пробках. Строить новую дорогу власти не планируют, но расширить транспортный поток пообещали.

Еще одно направление развития Сосновского района — Кременкульское. Здесь активно строят новый микрорайон «Парковый-3». Планировалось, что зайдет IKEA. Но, по нашим данным, компания отказалась от строительства гипермаркета.

Помните президентский поселок, который строили к саммитам ШОС и БРИКС на берегу Шершней? Там планировали размещать делегации из других стран. Так вот, саммиты провалились, а поселок достроили и выставили на продажу, позиционируя как премиум.

В двух километрах от Челябинска построен индустриальный парк инноваций «Малая Сосновка». Кстати, запуск Томинского ГОКа, несмотря на все сопротивление экозащитников, тоже внес вклад в развитие Сосновского района. Хотя изначально протестные настроения ставили вопрос с созданием Челябинской агломерации под сомнение.

С другими направлениями сложнее. Если Копейск уже сам по себе миниагломерация (вокруг города есть и свои спутники — поселки), то остальные пять муниципалитетов пока далеки от признания их городами-спутниками.

ВСМ «ЧЕЛЯБИНСК-ЕКАТЕРИНБУРГ»: ЕЩЕ НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО?

В 2016 году на «Иннопроме» власти подписали соглашение о строительстве высокоскоростной магистрали Челябинск-Екатеринбург. Это вызвало небывалый восторг у челябинцев и все с нетерпением ждали, когда же уже запустят поезд со скоростью 200 км/ч. Но чаяньям горожан сбыться не удалось.

ВСМ включили в комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры в России, рассчитанный до 2024 года. Как отмечает к.э.н., заведующая кафедрой «Экономика, финансы и управление» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Максимова, Челябинск и Екатеринбург образуют крупные городские агломерации, и строительство ВСМ позволило бы снизить инфраструктурные ограничения.

Предполагалось построить 218 километров двухпутной железной дороги, из которых 8,5 километра путей уже есть. Высокоскоростные поезда смогут разгоняться до 200 км/ч, а добраться из Челябинска в Екатеринбург можно будет всего за 1 час 10 минут. Проект включает создание четырех промежуточных станций и вокзальных комплексов (аэропорт Челябинск, Снежинск, Сысерть и аэропорт Кольцово), депо для высокоскоростного подвижного состава и строительство здания управления УВСМ.

ВСМ все еще ждут в Челябинской области. Фото: пресс-служба УВСМ

ВСМ все еще ждут в Челябинской области. Фото: пресс-служба УВСМ

Специалисты посчитали, какие выгоды принесет скоростная железная дорога Челябинску, Екатеринбургу и стране в целом. Эксперты предполагают, что ВСМ начнет приносить пользу уже на стадии строительства. Как добавляет Татьяна Максимова, благодаря ей на Урале мог бы появиться третий по величине центр экономического роста, уступающий только столице и Санкт-Петербургу. А ВВП России получил бы от магистрали 2,2 триллиона рублей. Частные инвесторы оценили ВСМ Челябинск — Екатеринбург в 360 миллиардов рублей и просили правительство РФ софинансировать половину из федерального бюджета.

— Но из-за бюрократических формальностей проект на сегодняшний день не реализуется. Но будем надеяться, что строительство ВСМ все же состоится, поскольку этот проект остается в планах у государства, — добавляет Татьяна Максимова.

Весной 2020 года хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» сообщило о заморозке проекта. В компании объяснили это необходимостью перераспределить ресурсы и расходы из-за пандемийного кризиса. В УСМ добавили, что как только ситуация в стране стабилизируется, проект снова встанет на повестку дня.

ШОС И БРИКС: ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ

Самым запоминающимся провалом Челябинской области стала отмена саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Как объясняет д.э.н., профессор кафедры «Экономика, финансы и управление» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Лысенко, города, в которых проводятся саммиты, тщательно готовятся к приему высокопоставленных гостей: строят новые современные здания, ремонтируют дороги, благоустраивают территорию.

— На все это помимо средств из регионального бюджета и от частных инвесторов серьезные суммы направляются из федеральной казны. Всего за несколько лет города превращаются в суперсовременные мегаполисы, — говорит Юлия Лысенко.

Вот так выглядит недостроенный конгресс-холл.

Вот так выглядит недостроенный конгресс-холл.

Фото: Ирина ФАДЮШИНА

Челябинску в преддверии саммитов предстояло решить огромное количество задач. Это строительство конгресс-холла, аэропорта, отелей, решение проблемы финансирования строительства, в том числе взаимоотношений с инвесторами. По конгресс-холлу и аэропорту проводили даже конкурс эскизов. Так, обновленный международный аэропорт имени Игоря Курчатова после реконструкции и ребрендинга открыли в декабре 2019 года.

Конгресс-холл «Крылья», прозванный в народе «Крылья Дубровского», самый яркий символ провала властей региона с саммитами. Молчаливым укором ребра маячат в самом центре города. Возбудили даже уголовное дело по факту халатности должностных лиц при его строительстве. Правда, губернатор Алексей Текслер, который пришел на смену ушедшему в отставку Дубровскому, пообещал-таки достроить здание и сделать в нем дворец бракосочетаний.

"Таганай" обещают открыть в третьем квартале этого года.

"Таганай" обещают открыть в третьем квартале этого года.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Конгресс-холл «Таганай» на Труда тоже остался не у дел. На него взяли кредит в 1 млрд рублей под поручительство региона. После срыва саммитов говорили, что здесь сделают киноконцертный зал на 2,5 тыс. мест с поддержкой форматов IMAX и IMAX 3D, торговый центр, фудкорты. В общем — еще один ТРК. Но объект так до сих пор и не открыли. На сайте конгресс-холла говорится, что открытие запланировано на третий квартал 2021 года.

— В ходе подготовки необходимо было получить федеральное финансирование и благоустроить городские пространства: набережные, русло реки Миасс, дороги, тротуары, скверы, фасады, пешеходные зоны и места отдыха, — добавляет Юлия Лысенко.

Для Челябинска даже придумали дизайн-код. По гостевому маршруту стали убирать рекламу магазинов и заведений, поменяли все остановки и переименовали их, очистили от рекламы заборы. Новые требования применили и для уличных ларьков. На третьем году после внедрения дизайн-кода челябинская мэрия решила расширить его действие. Помимо рекламы торговых точек и внешнего вида остановок к единому стилю будут приводить автостоянки.

Один из плюсов хоть и проваленных саммитов - новый аэропорт.

Один из плюсов хоть и проваленных саммитов - новый аэропорт.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Саммиты стали отличным поводом привести город в порядок. Не обошлось, конечно, и без скандалов. Большие деньги — это всегда возможность смухлевать. Например, при строительстве аэропорта, ремонте театра оперы и балета, строительстве набережной и конгресс-холла. Подрядчики, после переноса саммитов, жаловались, что не могут получить свои деньги, ведь работу они почти выполнили, бизнесмены, которые в надежде на ШОС и БРИКС вкладывались в строительство отелей, оставались ни с чем. А в лесу обнаружили полсотни правительственных машин Toyota Camry, которые закупили за 120 млн рублей взамен старого изношенного автопарка к саммитам ШОС и БРИКС. Они простояли там полгода.

19 марта 2019 года — почти за год до саммитов — губернатор Борис Дубровский заявил об отставке. Этим же летом президент, который прибыл в Магнитогорск, заявил, что область не справилась с подготовкой и часть мероприятий переносится в Санкт-Петербург, правда, деньги, выделенные на благоустройство не забрали.

— Саммиты могли оживить строительную отрасль в регионе, создать новые рабочие места, усилить деловую активность, улучшить экологию и развитие бизнеса. В случае успешного проведения саммитов и запуска масштабных инвестпроектов можно было ожидать выхода экономики Южного Урала на новый уровень уже в 2025-2030 годах, — говорит Юлия Лысенко.

Но, к сожалению, этого не произошло. Правда, стоит отметить, что работы, начавшиеся как подготовка к саммитам, все-таки преобразили город. Чего стоит только набережная реки Миасс, которая стала излюбленным местом для прогулок челябинцев.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Пока мы только следим за тем, как города с таким же населением и похожими бюджетами, сумели превратиться в мегаполисы после проведенных Универсиад, крупных международных событий. Речь идет о Екатеринбурге, Казани, Уфе и др. В этом году Челябинску исполнилось 285 лет, сейчас трудно поверить, что центр региона начинался с захудалой крепости. Второе дыхание появилось в промышленную революцию и военные годы вместе с эвакуированными сюда заводами. Сможет ли Челябинск предложить новый мегапроект и все-таки совершить рывок в XXI веке? Мы собрали потерянные проекты, чтобы посмотреть, что пошло не так и что хорошего из них еще можно использовать.

Делитесь своим мнением и предложениями о том, что сейчас может стать мегапроектом для Челябинска! Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru